Понятие и характерные черты пособия по безработице. Общая характеристика государственных пособий по безработице Пособие по безработице понятие порядок выплаты

Понятие и характерные черты пособия по безработице. Общая характеристика государственных пособий по безработице Пособие по безработице понятие порядок выплаты
Понятие и характерные черты пособия по безработице. Общая характеристика государственных пособий по безработице Пособие по безработице понятие порядок выплаты

Одно из самых острых и негативных социально-экономических явлений – безработица . Ситуация, при которой значительная часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу, чревата целым рядом серьезных последствий. В политическом и социальном плане, это большой стресс для общества, ведущий к росту недовольства народа. С точки зрения экономики безработица говорит о неэффективном и неполном использовании трудовых и производственных ресурсов. Но при всем при этом, совершенно избавиться от безработицы невозможно, всегда будет сохраняться некоторый естественный ее уровень.

Понятие безработицы и экономически активного населения

(unemployment ) – наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу.

Экономически активное население – жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь.

  • занятыми (наемные работники, предприниматели);
  • безработными.

Синонимом понятию экономически активного населения является термин – рабочая сила (labor power ).

Безработный - человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования:

  • не имел работы;
  • но искал ее;
  • и был готов к ней приступить.

Показатели уровня безработицы и ее продолжительности

Одни из важнейших показателей, характеризующих явление безработицы, это ее уровень и продолжительность.

Уровень безработицы – доля безработных в общей численности экономически активного населения определенной возрастной группы.

где: u – уровень безработицы;

U – численность безработных;

L – численность экономически активного населения.

Важное понятие – естественный уровень безработицы, «естественный» потому что даже при самых благоприятных экономических условиях будет пусть небольшой, но некоторый процент безработных. Это люди, которые могут, но не хотят работать (например, у них имеются выгодные инвестиции и они живут на проценты, как раньте).

Естественный уровень безработицы – уровень безработицы при обеспечении полной занятости рабочей силы.

То есть это процент безработных в ситуации, когда все желающие трудиться могут найти себе работу. Этого можно достичь при условии максимально рационального и эффективного использования рабочей силы.

Полная занятость экономически активного населения предполагает наличие в стране только структурной и фрикционной безработицы. Поэтому естественный уровень безработицы можно рассчитать как их сумму:

где: u * – естественный уровень безработицы;

u фрикц. – уровень фрикционной безработицы;

u структ. – уровень структурной безработицы;

U фрикц. – численность фрикционных безработных;

U структ. – численность структурных безработных;

L – численность рабочей силы (экономически активного населения).

Продолжительность безработицы – период, в течение которого человек ищет и не может найти работу (то есть является безработным).

Фрикционная, структурная, циклическая и другие формы безработицы

Можно выделить следующие важнейшие формы безработицы :

1. Фрикционная – безработица, обусловленная добровольным поиском работником нового лучшего места работы.

В этом случае работник сознательно увольняется с прежнего рабочего места и ищет другое, с более привлекательными для него условиями труда.

2. Структурная – безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных.

Причинами структурной безработицы могут быть: ликвидация устаревших профессий, изменения в технологии производства, масштабная перестройка всей экономической системы государства.

Различают две разновидности структурной безработицы :

  • деструктивная - с негативными последствиями;
  • стимулирующая - побуждающая работников повышать квалификацию, переучиваться на более современные и востребованные профессии и пр.

3. Циклическая – безработица, вызванная спадом производства во время соответствующей

Кроме того, различают и другие виды безработицы :

а) добровольная – вызвана нежеланием людей трудиться, к примеру, при снижении уровня заработной платы.

Добровольная безработица особенно велика во время фазы экономического пика или бума. При спаде экономики ее уровень снижается.

б) вынужденная (безработица ожидания) – появляется тогда, когда люди могут и согласны работать при данном уровне заработной платы, но они не могут найти работу.

Причиной вынужденной безработицы, к примеру, может быть негибкость рынка труда в отношении заработной платы (борьба профсоюзов за высокие зарплаты, установление государством МРОТа). Часть работников готова работать за маленькую зарплату, но работодатель просто не может их устроить по таким условиям. Поэтому он возьмет меньшее число работников, более квалифицированных и на более высокую зарплату.

в) сезонная – безработица характерная для некоторых отраслей экономики, где потребность в рабочей силы зависит от времени года (сезона).

Например, в сельскохозяйственной отрасли во время посева или сбора урожая.

г) технологическая – безработица, вызванная механизацией и автоматизацией производства, вследствие которой производительность руда резко возрастает и требуется меньшее число рабочих мест с более высоким уровнем квалификации.

д) зарегистрированная – безработица, характеризующая незанятое экономически активное население, официально состоящее в этом качестве на учете.

е) скрытая – безработица, фактически существующая, но официально не признанная.

Примером скрытой безработицы может быть наличие лиц, формально трудоустроенных, но фактически не работающих (во время спада многие производственные мощности простаивают и рабочая сила оказывается задействованной не в полной мере). Или это могут быть люди желающие работать, но не зарегистрированные на бирже труда.

ж) маргинальная – безработица слабо защищенных социальных слоев (женщины, молодежь, инвалиды).

з) неустойчивая – безработица, вызванная временными причинами.

Например, увольнение в сезонных отраслях экономики после окончания «горячего» сезона или добровольная смена людьми своих рабочих мест.

и) институциональная – безработица, спровоцированная вмешательством профсоюзов или государства в установление уровня заработной платы, который в результате становится отличным от того, что мог бы сформироваться на естественным путем.

Причины и последствия безработицы

Факторов, которые могут инициировать рост безработицы множество. Можно выделить следующие основные причины безработицы :

1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе.

Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы:

1. Экономические последствия:

  • сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления (в частности от );
  • рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.;
  • снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;
  • недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

Закон Оукена Показать

Закон Оукена (Okun"s law ) – назван в честь американского экономиста Артура Мелвина Оукена.

Он гласит: превышение уровня безработицы над уровнем естественной безработицы на 1% вызывает снижение реального ВВП относительно уровня потенциального ВВП на 2,5% (выведен для США в 1960-е годы; сегодня и для других стран численные значения могут быть иными).

где: Y - фактический ВВП;

Y * - потенциальный ВВП,

u цикл. - уровень циклической безработицы;

β - эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). У каждой экономики (страны) в зависимости от периода будет свое значение коэффициента β.

2. Неэкономические последствия:

  • обострение криминогенной ситуации - больше краж, грабежей и пр.;
  • стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;
  • политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

АКТУАЛЬНОСТЬ Безработица – не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая на безработного гражданина мощное и разрушительное влияние. Это влияние сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей.

ЦЕЛЬ Цель работы заключается в осуществлении комплексного исследования правовых проблем, связанных с предоставлением социальных гарантий ищущим работу гражданам, и разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства о занятости населения в Российской Федерации в части регулирования отношений по предоставлению социальных гарантий указанным гражданам.

ЗАДАЧИ Определить правовой статус безработного; Изучить правовое регулирование отношений, связанных с социальной защитой безработных граждан; Определить понятие пособия по безработице; Изучить порядок определения размеров пособия по безработице; Рассмотреть условия и сроки выплаты пособия по безработице; Изучить размеры пособия по безработице.

ОБЪЕКТ Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением ищущим работу гражданам социально-правовых гарантий в сфере обеспечения занятости и защиты от безработицы.

Понятие и правовой статус безработного Правовой статус является одной из основных характеристик юридической лиц Так, безработные, определенные по критериям Международной организации труда (далее – МОТ), – это лица, достигшие трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском или не искали ее по определенным причинам, но были готовы к ней приступить.

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ В п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» содержится перечень признаков, при одновременном наличии которых гражданин признается безработным, то есть лицом, не имеющим постоянного места работы и, соответственно, постоянного заработка.

Согласно п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» для целей признания гражданина безработным не учитываются в качестве среднего заработка выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка. Выходное пособие – компенсация работнику в случае расторжения трудового договора по основаниям, установленным трудовым законодательством.

Оценивая конституционность рассматриваемой нормы, закрепленной абз. 3 п. 3 рассматриваемой статьи, Конституционный Суд РФ указал, что сама по себе оспариваемая норма, устанавливающая, что не могут быть признаны безработными лица, хотя и не имеющие работы и заработка, однако получающие пенсию, т. е. ежемесячную денежную выплату, предоставляемую гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода), учитывает существование различных форм социальной защиты граждан и не может рассматриваться как нарушающая права лиц, реализовавших свое право на социальное обеспечение путем получения пенсий.

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗРАБОТНЫМ СХЕМАТИЧНО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: 1) регистрация в целях поиска подходящей работы; 2) предъявление перечисленных в п. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» документов;

3) поиск органами службы занятости подходящей работы в целях ее предоставления данному гражданину (в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы); 4) признание гражданина безработным в случае невозможности предоставления подходящей работы в указанный срок (решение принимается не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости перечисленных в п. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» документов).

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Для определения (исчисления) размера пособия по безработице граждан, отвечающих установленным в п. 1 указанной статьи критериям, а именно: – признанных безработными в установленном порядке; – имевших работу в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, не менее 26 недель на условия полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей недели);

– уволенных по любым основаниям, за исключением увольнения за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; – за основу берется их средний заработок за последние три месяца по последнему месту работы.

РАЗМЕР ПОСОБИЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ: – производится расчет среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы; – применяется установленный в процентах коэффициент для исчисления размера пособия.

РАЗМЕР ПОСОБИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕНТНОМ ОТНОШЕНИИ К СРЕДНЕМУ ЗАРАБОТКУ. Законодатель устанавливает дифференцированный подход к определению размера пособия по безработице: если лицам, указанным в п. 1 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» , пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку, то всем иным лицам, в том числе прямо перечисленным в п. 2 рассматриваемой статьи, в размере минимальной величины пособия по безработице.

УСЛОВИЯ И СРОКИ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Пособие по безработице носит целевой характер и призвано компенсировать гражданину утрату постоянного источника дохода вследствие потери работы.

Пособие по безработице может быть назначено только лицам, которые в соответствии с рассматриваемым Законом могут быть признаны безработными и признаны таковыми в установленном порядке.

Одновременно законодатель устанавливает максимальную предельную продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину, а именно 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Более названного срока пособие не может быть назначено ни по каким основаниям. Это значит, что назначение пособия по безработице «третьей волной» не допускается.

РАЗМЕРЫ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Статья 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет общий порядок определения размера пособия по безработице, а также определяет порядок установления размеров максимальной и минимальной величин пособия по безработице.

Согласно порядку начисления пособия по безработице, установленного п. 1 статьи 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» , время выплаты пособия разделяется на два периода: 1) в первом (12 -месячном) периоде выплаты пособие безработным гражданам начисляется:

Порядок определения (исчисления) размера пособия по безработице зависит от категории граждан, признанных в установленном порядке безработными. Говоря о размерах пособия по безработице, отметим, что на 2017 г. установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб, максимальная величина пособия по безработице составила 4900 руб.

– в первые три месяца в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца; – в следующие четыре месяца – в размере 60%; – в дальнейшем – в размере 45%.

безработице ощутимо ниже величины прожиточного минимума на душу населения, который определяется ежеквартально Правительством РФ. Конституционный Суд РФ указал, что установление минимальной и максимальной величин пособия по безработице направлено в том числе на сокращение периода безработицы, стимулирование безработного к активному поиску работы и предотвращение необоснованных отказов от нее.

ВЫВОД Безработные – это незанятые (не имеющие работы и заработка), не полностью занятые (работающие неполное рабочее время), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе администрации), граждане, достигшие трудоспособного возраста, ищущие работу, готовые к ней приступить и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Подавляющая часть числа безработных, в силу факта отсутствия официальной регистрации в качестве безработного, лишена значительного комплекса государственных мер содействия занятости и социальной поддержки, предоставляемой официально зарегистрированным безработным.

Гарантии социальной поддержки безработных установлены Законом Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Статьей 28 этого Закона определено, что государство гарантирует безработным, в частности, выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Пособие по безработице обладает теми же признаками, что и иные виды пособий, при этом имеет существенное отличие. Что касается общих признаков, то пособие, прежде всего, представляет собой денежную выплату.

Указанная денежная выплата представляет собой один из видов пособий по социальному обеспечению.

Эта выплата гарантирована государством. Гарантированность проявляется в том, что право на пособие регулируется законодательством, и немедленно, полно реализуется при наступлении определенных обстоятельств. Если же требования законодательства не исполняются, то право на пособие реализуют в принудительном порядке. Если у работника есть право на пособие, то он может защищать свое нарушенное право при не выплате пособия, либо в административном, либо в судебном порядке.

Как и любое пособие, пособие по безработице является временной помощью.

Со всеми остальными пособиями, пособие по безработице объединяется еще одним признаком – целевым назначением, поскольку цель пособия – полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок.

По своей видовой принадлежности с учетом сроков выплат пособие по безработице следует отнести к периодическим пособиям, т.е. выплачиваемым в течение определенного периода.

По источникам выплат рассматриваемое пособие относится к тем, что выплачиваются за счет средств бюджета.

У пособия по безработице есть и иные особенности, главная из которых, выражается в том, кто является адресатом этого пособия. Речь идет о гражданах, которые признаны в установленном порядке безработными.

Следует акцентировать внимание на том, как Закон о занятости определяет безработных. Закон определяет безработных как трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в органах службы занятости для поиска подходящей работы. Эти граждане находятся в состоянии поиска работы и проявляют готовность приступить к ней. В структуре заработка не полежит учету выходное пособие и сохраняемый средний заработок тем гражданам, что уволены из организаций или с военной службы без учета их организационно-правовой формы и формы собственности по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации (ст. 3 Закона N 1032-1).

Признание гражданина безработным осуществляется решением органов службы занятости в соответствии с местом жительства. Для этого дается срок - 11 дней со того момента, когда в службу занятости были предъявлены документы: паспорт, трудовая книжка или документы, которые их заменяют. Также нужны документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справка о среднем заработке за последние три месяца на последнем месте работы, а если гражданин ранее не работал и не имеет профессии (специальности), то ему необходим паспорт и документа об образовании.


Те граждане, что относятся к категории инвалидов, должны для получения статуса безработного представить также индивидуальную программу реабилитации, которая выдана в установленном порядке и содержит заключение о том, какой характер и условия труда рекомендуются лицу.

Ответ на вопрос о том, в каком порядке происходит регистрация граждан для поиска подходящей работы, как регистрируют безработных граждан и какие требовании установлены для подбора подходящей работы, мы можем найти в Постановлении Правительства РФ от 07.09.2012 N 891.

Для безработного гражданина устанавливаются следующие требования (абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона о занятости):

Это должно быть трудоспособное лицо;

У него нет работы и заработка. Как уже было сказано при этом не учитывается выплаченное выходное пособие и средний заработок, который сохраняется для уволенных в связи с ликвидацией организации, либо по причине прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, или в связи с сокращением численности или штата работодателя;

Нужно иметь статус зарегистрированного в органах службы занятости;

Это только находящиеся в поиске работы и готовые приступить к ней.

Причем не каждый в этих условиях может быть признан безработными. В любых обстоятельствах безработным не могут быть:

Подросток, которому нет 16 лет;

Лицо, получающее трудовую пенсию по старости или её часть; либо пенсию по старости или за выслугу лет в связи с государственным пенсионным обеспечением;

Те граждане, что в течение 10 дней после регистрации в органах службы занятости для поиска подходящей работы отказались от двух вариантов подходящей работы, даже если это работа временного характера. В отношении ранее не работавших и не имеющих профессию (специальность) – действует иное правило: они не станут безработными, если дважды отказались от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, в том числе временной. Стоит учитывать, что гражданину нельзя предлагать одну и ту же работу (профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

Лица, которые не явились без уважительных причин в течение 10 дней после их регистрации для поиска подходящей работы в органы службы занятости для получения предложения по подходящей работе, а также те, что не явились в срок, который был установлен органами службы занятости чтобы их зарегистрировать как безработных;

Лица, которым суд назначил наказание в виде исправительных работ, а также к наказание в виде лишения свободы;

Лица, которые представили документы о том, что у них отсутствует работа и заработок, и эти документы содержат заведомо ложные сведения, либо в документах есть недостоверные данные для признания лица безработным.

Сведения о том, когда зарегистрированному лицу нужно посетить государственное учреждение службы занятости населения чтобы подобрать подходящую работу, вносятся в специальный регистр, где записаны получатели государственных услуг в сфере занятости населения - физические лица. Зарегистрированное лицо уведомляется о дате посещения указанного учреждения письменно (под роспись).

Граждане, получившие отказ от службы занятости, могут "попытать счастья" еще раз - через месяц со дня отказа.

В Определении ВС РФ от 13.06.2012 N 74-АПГ12-6 прозвучало, что законодательство о занятости населения распространяется в том числе на иностранных граждан и лиц без гражданства. В этом случае нужно учитывать, что для признания гражданина безработным должен быть соблюден ряд условий, в частности органы службы занятости населения принимают решение о признании гражданина безработным при условии, что он зарегистрирован по месту жительства. Соответственно, иностранные граждане, представившие в службу занятости населения документы о временном пребывании, не могут быть зарегистрированы в качестве безработных.

Если же статус безработного приобретен, то это означает возникновение права на пособие по безработице.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что пособием по безработице следует считать периодическую денежную выплату гражданам, которые признаны в установленном порядке безработными, имеющую цель возместить утраченный заработок за счет средств государственного бюджета.

Обращаясь в суд, за защитой прав, связанных с размерами и порядком выплаты пособия по безработице, граждане должны знать, что исковые требования о перерасчете размера пособия по безработице не подлежат оплате государственной пошлиной в силу положения подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий. Так, по одному из дел определением судьи истцу, обратившемуся в суд о признании безработным, восстановлении в качестве безработного, возложении обязанности совершить определенные действия и произвести перерасчет пособия по безработице. отказано в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, указанное исковое заявление оставлено без движения, предложено представить в суд доказательства уплаты государственной пошлины. Однако, судебная коллегия с таким решением не согласилась, указав, что с учетом пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ пошлину истец платить не должен по причине того, что речь идет о специальной категории дел.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных социально-экономических проблем современного этапа развития русского общества является проблема безработицы.

Безработица ведет к существенному сокращению потенциального валового внутреннего продукта и национального дохода страны, не говоря уже о потерях одного из главных факторов производства - рабочей силы, а также к значительным расходам средств налогоплательщиков для осуществления таких социальных выплат как пособия по безработице, для переобучения (переквалификации) безработных граждан и их последующего трудоустройства. Очевидно, что в случае неполного использования имеющихся трудовых ресурсов, экономическая система работает, не достигая пределов своих возможностей, то есть исключается возможность реального роста экономики в стране.

Серьезные негативные последствия безработица оказывает и на жизнь граждан. Многими учеными были проведены исследования, доказавшие, что потеря работы человеком может привести к его серьезным психологическим расстройствам. Однако, в нашей стране разработка средств и способов психологической помощи безработным находится лишь в стадии своего развития, и область человеческих переживаний, вызванных тем, что человек лишился одного из главных составляющих своей жизни, а также работа различных внешних и внутренних механизмов, поддерживающих его в подобной кризисной ситуации еще не являются объектами научных исследований. В европейских же странах изучению этой проблемы посвящен целый раздел психологии.

Уровень безработицы является одним из ключевых показателей для оценки общего состояния экономики. Поэтому проблема занятости в России в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике приобретает особую актуальность и, соответственно, требует большего внимания экономической науки, а также других социальных наук.

Таким образом, безработица - это социальное явление, возникшее в силу определенных экономических причин, характеризующееся наличием в стране экономически активного населения не занятого в производстве товаров и услуг. Изучение данной проблемы для дальнейшей разработки путей ее преодоления (т.е. сведения к минимальному уровню), а также создание способов увеличения числа занятых являются одними из основных задач макроэкономической политики государства.

ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ

безработица занятость экономический

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Начнем с того, что дадим определение понятию "безработица". Безработицей представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения страны не занята в производстве товаров или услуг. Безработицу нельзя назвать только лишь экономическим феноменом, так как многие ее последствия носят и социальный характер, следовательно, безработица - это явление социально-экономическое. Точнее даже будет сказать, что безработица - это социальное явление, возникшее в силу ряда экономических причин. В некоторых учебниках термину безработица дается несколько иное определение: Безработица - превышение объема предложения над объемом спроса на рынке труда . Обычно безработными признаются граждане, которые на момент проведения статистического обследования не имеет рабочего места, но активно занимаются его поисками и готовы приступить к работе .

Противоположным понятию "безработица" выступает понятие "занятость". Занятость - это деятельность граждан, направленная на создание товаров и услуг и, как правило, приносящая им доход. К категории занятых помимо работников по найму относятся военнослужащие, студенты, а также лица, занимающиеся ведением домашнего хозяйства и осуществляющие уход за детьми и престарелыми.

В экономике выделяют три основные концепции объяснения возникновения безработицы: классическая, монетаристская и кейнсианская.

Классическая экономическая теория полагает, что причиной безработицы является слишком завышенная заработная плата, которая приводит к превышению предложения труда над спросом на него. Если в такой ситуации снизить заработную плату, то предложение снизится и, параллельно увеличится спрос на рабочую силу. В случаях, когда работники и профсоюзы упорно препятствуют снижению уровня заработной платы, они "добровольно" соглашаются на существование определенного числа безработных.

С точки зрения монетаристов, механизмы функционирования рынка труда были повреждены из-за излишнего вмешательства государства и деятельности профсоюзов. В качестве средства от безработицы сторонники монетаристской теории видели повышение гибкости структуры рынка труда, позволяющей создать гибкую систему образования, которая, в свою очередь, могла бы быстро подстраиваться под изменяющиеся требования к уровню подготовки будущих кадров.

Теория рациональных ожиданий являет собой течение, близкое к монетаризму. Они считали, сто в основе многих проблем лежит экономическая политика государства.

Кейнсианская теория объясняет занятость с точки зрения формирования совокупного спроса. В кейнсианстве существует идея о том, что рыночной экономике не свойственно равновесие, которое могло бы обеспечить полную занятость. Причиной тому является склонность людей сберегать часть своих доходов, следствием является превышение совокупного предложения над совокупным спросом. Кейнс выстроил такую цепочку: падение совокупного спроса влечет за собой сокращение производства. Сокращение производства приводит к банкротству небольших производителей и к увольнению работников более крупными предприятиями, то есть к масштабной безработице. Безработица вызывает снижение доходов потенциальных потребителей товаров и услуг, которое в конечном итоге приводит к снижению спроса на продукцию. Образуется замкнутый круг.

Кейнс предлагал такое решение проблемы. Государство должно повлиять на совокупный спрос посредством предоставления предприятиям крупного заказа, выполнение которого потребует дополнительного найма рабочей силы. Бывшие безработные начнут получать заработную плату, и их расходы увеличатся, тем самым повысив совокупный спрос. Увеличение спроса вызовет рост совокупного предложения и оживления экономики. Причем полезность изначально предоставленного государственно заказа в данном случае не имеет значения.

Западные экономисты считают безработицу неотъемлемым элементом любой экономической системы, хотя и выделяют разные причины ее возникновения.

Теперь разберемся с разновидностями безработицы. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы:

Фрикционная. Это тип безработицы, который вызван затратами времени, направленными на поиск новой работы. Продолжительность ~ 1-3,5 месяца. Сюда можно отнести следующие ситуации: во-первых, когда работник добровольно оставляет свое место с целью найти более высокооплачиваемую или более подходящую ему в силе других причин должность. Во-вторых, когда уволенный рабочий пытается найти новую работу. И, наконец, в-третьих, ситуации, когда граждане впервые вступают на рынок труда.

Структурная. Данный тип безработицы является следствием структурных изменений в самом спросе на труд. Иными словами можно сказать, что достижения научно-технического прогресса и различные изменения в технологии постепенно изменяют требования к квалификации и навыкам работников, занятых в данной отрасли, а затем, как следствие, уменьшают спрос на труд работников, обладающих устаревшей и несоответствующей уровню развития производства квалификацией. В такой ситуации, во избежание роста безработицы, государство должно проводить ряд действий, позволяющих воспрепятствовать резкому увеличению числа безработных. Государство должно вести подготовку новых кадров, которые будут потребоваться в ближайшем будущем, а также не допускать резкой ликвидации крупных предприятий и исчезновения отраслей. Такой тип безработицы носит весьма долговременный характер.

Естественная. Это такой процент безработных от общей численности трудоспособного населения во время экономической стабильности, при котором обеспечена полная занятость трудовых ресурсов. При естественной безработице люди, которые хотят работать, находят работу. Естественный уровень безработицы в экономике принято называть уровнем безработицы в условиях полной занятости. Полная занятость означает, что в экономике страны существуют только фрикционная и структурная безработица. Таким образом, естественный уровень безработицы представляет собой сумму уровней структурной и фрикционной безработицы и рассчитывается по следующей формуле:

u* = uфрикц + uструкт = (Uфрикц +Uструкт)/L * 100%,

где u* - естественный уровень безработицы, uфрикц - уровень фрикционной безработицы, uструкт - уровень структурной безработицы, Uфрикц - количество фрикционных безработных, Uструкт - количество структурных безработных, L - общая численность рабочей силы.

Циклическая. Безработица, вызываемая циклическими (повторяющимися) спадами в экономике. Ее уровень динамично изменяется в зависимости от фазы экономического цикла. В фазе экономического роста растет спрос товары и услуги, следовательно растет и спрос на рабочую силу, а в период экономического спада, наоборот, падает спрос на различного рода товары и услуги, также сокращается и спрос на рабочую силу. Причем, если экономика страны находится в фазе рецессии довольно долгое время, уровень циклической безработицы может достигнуть 8-10%. Бывали случаи и когда уровень безработицы поднимался значительно выше 10%. В США в годы "Великой депрессии" безработным являлся практически каждый четвертый гражданин страны - безработица достигала 25%. Циклическая безработица рассчитывается как разность между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы.

Сезонная. Работники, выполняющие какие-либо сезонные работы, также относятся к категории безработных. Они остаются без работы на определенный период времени в силу того, что некоторые виды работ могут выполняться только в определенные периоды. Сезонная безработица не представляет никакой угрозы для экономики страны, так как с началом нового сезона, все сезонно безработные вернуться к выполнению своих работ. К данной категории безработных относятся прежде всего сельскохозяйственные рабочие (в особенности те, кто занят на уборке сельскохозяйственных культур). Также сюда можно отнести и обслуживающий персонал на различных курортах и местах для отдыха.

Технологическая. Это тип безработицы, в основу которой положен научно-технический прогресс и автоматизация производства. В связи с данными изменениями значительно уменьшается спрос на определенные профессии, что ведет к сокращению рабочих мест, увеличению числа безработных, и,возможно, даже отмирания в будущем данных профессий.

Институциональная. Такая безработица возникает в случаях недостаточно эффективной организации рынка труда. Подобным примером недостаточно эффективной организации может послужить недостаточная проинформированность безработных граждан о количестве рабочих мест. Поскольку в нашей стране не действует закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест, население обладает неполной информацией или, в некоторых, случаях, бывает даже дезинформировано, что в совокупности ведет к искусственному завышению уровня безработицы. Если говорить о биржах труда, то в целом их работу можно назвать безынициативной, так как их деятельность направлена только на выплату пособий по безработице, а не на общее улучшение ситуации занятости в стране.

Добровольная. Данный тип безработицы составляют граждане, которые в силу определенных причин не хотят работать. К причинам, по которым граждане могут стать добровольно безработными относят прежде всего низкий уровень заработной платы, вторым типом причин являются определенного рода психологические особенности. Как выяснили западные ученые, в любом обществе существует определенный процент людей, которые не будут работать при любых предлагаемых им условиях, и количество таких безработных приблизительно составляет 15%. К такой категории, прежде всего, относятся лица без определенного места жительства. Опыт принудительного трудоустройства таких людей в нашей стране не принес ожидаемых результатов.

Вынужденная. Такая безработица возникает в ситуациях, когда человек хочет и может трудиться при данном уроне заработной платы, но не может найти работу. Причиной выступает нарушение равновесия на рынке труда, в случае, когда уровень реальной заработной платы находится выше равновесного. То есть, растет предложение на рынке труда, что приводит к увеличению числа желающих работать по отношению к количеству свободных мест. Все это приводит к снижению реальной возможности трудоустройства.

Скрытая. Такой признается безработица, существующая в условиях неполной занятости граждан, то есть, когда рабочие заняты неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Такие граждане официально не регистрируются как безработные, и большинство из них такой график работы вполне устраивает. Зачастую, работники, занятые на производстве неполный рабочий день, были переведены на такой график работы в связи с экономическим кризисом. Предприятия в такой ситуации могли либо уволить часть сотрудников, либо перевести их на сокращенный рабочий день, либо отправить их в неоплачиваемые отпуска. То есть, формально, таких людей безработными назвать нельзя, но фактически именно такими они и являются.

Знание разновидностей безработицы, характерных черт каждого ее типа позволяет государству разрабатывать правильную политику относительно рынка труда, направленную на повышение уровня занятости и снижения количества безработных.

Пособие по безработице - гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России [ТЕКСТ]: учебник/ Зущина Г.М., Султанова Р.Москва 2003 с. 127 Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т.е. на третьем этапе регистрации.

Размер пособия по безработице и порядок его выплаты установлены ст. 30-35 Закона о занятости.

Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы - 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы - 60%; в дальнейшем - 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При не предоставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения [ТЕКСТ]: учебник/ Власов В.И., Крапивин О.М. Москва. 2007 с. 208 Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста. семейный обязанность правовой трудовой

Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения [ТЕКСТ]: учебник/ Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Москва 2001 С. 81-83 Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

Ко второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие

  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года - в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;
  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;
  • - постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы - в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

С пособий по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного решения) в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

  • - гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;
  • - гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения [ТЕКСТ]: учебник/ Власов В.И., Крапивин О.М. Москва 2007 С. 49-55 Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей, если иное не предусмотрено Законом о занятости.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджета не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста. В этом случае установленный период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Задача

5 июня 2010 года вахтер АО «Гранат» Миронов проходил медицинское обследование в связи со сдачей крови в качестве донора и вышел в этот же день на работу. От предложения работодателя предоставить ему отдых 6 июня отказался, но просил оплатить ему рабочие дни 5-го и 6-го июня в двойном размере.

Вопрос: Законна ли просьбы Миронова? На какие гарантии и компенсации он имеет право?

Ответ обоснуйте.

Человек, добровольно сдающий кровь и ее компоненты для использования ее в лечебных целях, является донором. Донорство - свободно выраженный добровольный акт. Оно подразделяется на следующие виды: донорство крови, донорство плазмы, в т.ч. иммунной, донорство клеток крови. Донорство может быть безвозмездным и платным.2. Правовое положение доноров помимо ст. 186 ТК определяется Законом о донорстве. В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования донор освобождается от работы в организации независимо от форм ее собственности.

Выход работника в день сдачи крови на работу определяется соглашением между работником и работодателем, которое должно быть оформлено письменно. При этом работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. Если соглашение не достигнуто, то работник в день сдачи крови на работу не выходит.

Не допускается заключать соглашение с работником, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда; его выход на работу в этот день невозможен.

Если день сдачи крови совпадает с выходным, нерабочим праздничным днем или приходится на период ежегодного отпуска, то работник вправе выбрать - воспользоваться ему другим днем отдыха или нет.

Помимо этого работнику после каждого дня сдачи крови и ее компонентов предоставляется дополнительный день отдыха. Он вправе присоединить этот день к ежегодному оплачиваемому отпуску (основному, дополнительному) или использовать его в иное время в течение календарного года после дня сдачи крови. Часть 5 ст. 186 ТК устанавливает, что гарантия сохранения за работником среднего заработка и предоставления в связи с этим дней отдыха распространяется на тех работников, которые сдали кровь и ее компоненты безвозмездно.

А в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" Статья 9. Льготы, предоставляемые донору. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств соответствующего бюджета.

5 июня 2010 года - суббота, если в данной организации суббота, является выходным днем, то просьба Миронова законна, если же суббота в данной организации, рабочий день, то незаконна.