Как не перегрузить ребенка занятиями в секциях и кружках. Как не перегрузить ребенка кружками, секциями и дополнительными занятиями Как понять что ребенок перегружен занятиями

Как не перегрузить ребенка занятиями в секциях и кружках. Как не перегрузить ребенка кружками, секциями и дополнительными занятиями Как понять что ребенок перегружен занятиями

Школьники, наконец, дождались каникул и могут целиком, без напряжения посвятить себя любимым кружкам и секциям. Ведь многие родители перегружают своих детей дополнительными занятиями.

Совмещать школу со спортом, музыкой и рисованием под силу далеко не каждому. Дело может закончиться психическим расстройством и потерей иммунитета.

Из 12 лет, что живёт на свете Даниил, 4 года он посвятил хоккею с мячом. Фанатичности и упорству, с которыми тренируется мальчишка, могли бы позавидовать взрослые опытные спортсмены. Тренер не нарадуется на воспитанника и сулит ему большое спортивное будущее.

Только у родителей Даниила гордость за сына смешивается с сомнениями и беспокойством. Ради занятий хоккеем он прогуливает уроки в школе.

Даниил Цельцов: "Ну, иногда ухожу с уроков, потому что не успеваю на тренировку. Ну, приходится пропускать некоторые уроки".

Клюшка и мяч вытеснили из жизни Даниила все прочие занятия и увлечения. Друзья - только из спортивной команды. Книги, которые родители предлагают прочитать сыну для общего развития, пылятся на полке. Даниил выполняет только обязательный минимум - домашнее задание. Всё остальное - хоккей.

Ольга Соколова, мама Даниила: "Спорт не должен быть в ущерб учёбе в любом случае. Спорт есть спорт, а учёба - это учёба. В любом случае спорт когда-то заканчивается, а потом наступает дальнейшая жизнь, где мы должны себя как-то реализовывать, образование получать".

Родители Наташи Илямаковой, 13-летней школьницы из Ульяновска, на широту интересов дочери пожаловаться не могут. Дважды в неделю Наташа проводит экскурсию в школьном музее истории для других учащихся, усиленно изучает английский язык с репетитором и почти каждый день посещает секцию биатлона.

При этом девочка учится на одни пятёрки. Но радость родителей от успехов дочери омрачена тревогой. Наташа так загрузила себя дополнительными занятиями, что свободного времени практически не осталось.

Наталья Илямакова: "Я, наоборот, хочу ещё чем-то заняться. Но понимаю, что меньше будет времени на учёбу, и поэтому учёба "съедет" сразу".

Ирина Илямакова, мама Натальи: "Как-то она с тренировки вернулась поздно и сразу взялась за книжку. Я ей: "Наташа, ну ты будешь когда-нибудь у нас отдыхать?" Она говорит: "Мам, отдых - это смена вида деятельности". И с тех пор я уж ей никаких вопросов не задаю".

Уроки закончились, класс опустел. И только ученик 4 класса Саша Петренко остался за партой. Скоро начнётся факультатив по английскому языку и нужно успеть подготовиться. Кроме этого в личном расписании 10-летнего мальчишки факультатив по изобразительному искусству и уроки фортепиано в музыкальной школе. Такая нагрузка - это инициатива его родителей. Сам Саша мужественно терпит все испытания и мечтает об отдыхе.

Прошлом году Саша посещал ещё и секцию карате. Но когда от непосильной для его лет нагрузки стал постоянно болеть, родители поняли, что нужно от каких-то занятий отказаться.

Саша хотел бросить музыкальную школу, но родители решили пожертвовать спортивной секций. Ведь у мальчика, как они уверены, музыкальный талант.

Татьяна Петренко, мама Александра: "Я сказала: "Саша, я тебе не дам забросить инструмент. Да, это тяжело, я его заставляла, я с ним ругалась, я его терроризировала".

В одной из московских гимназий под одной крышей дети могут заниматься в самых различных секциях и кружках. Многие родители не могут устоять от соблазна записать своё чадо сразу на несколько дополнительных занятий.

Так случилось и с Алёной. Ей ещё нет семи лет, а помимо уроков ей нужно успеть на танцы и в бассейн. Раньше была ещё и музыкальная школа. Но утомлённая жёстким графиком школьница, твёрдо сказала родителям: "Что-то надо бросать".

Что движет ребёнком, лень или усталость? Бабушка Алёны разобралась без труда. Лучший показатель - настроение. Малыш не должен возвращаться домой унылым или измотанным.

Валентина Лапонова, бабушка Алёны: "Она может прийти весёлая. А бывает она сразу унылая, усталая, вялая, капризничает. А здесь она как-то спокойно. С танцев приходит спокойно".

Педагоги не устают напоминать родителям, что все дети индивидуальны. Кто-то легко переносит нагрузку секциями и факультативами, а кому-то нужно давать больше времени для отдыха. Главное прислушиваться к своему ребёнку и давать ему если не полную свободу, то хотя бы свободу выбора.

Ведущий: О проблемах, с которыми неизбежно сталкивается любой школьник. А значит, и его родители, мы поговорим с директором московской международной гимназии, заслуженным учителем России Татьяной Гуменик.

Ведущий: Ребенок переходит из младшей школы в среднюю. Что для него может стать стрессом.

Гость: Школа изменилась за многие годы, поэтому, я бы не сказала, что стресс этот сильно велик. Иногда бывает так, что ребенок переходит из одного здания школы в другое. Иногда бывает так, что количество предметов увеличивается. Естественно, увеличивается количество учителей. Они все незнакомы. И для ребенка представляют некоторую трудность, потому что ты не знаешь, как отреагируют учитель на какой-то твой мелкий проступок.

Ведущий: Родителям нужно, что-то специально делать, чтобы адаптировать ребенка к средней школе?

Гость: Во-первых, должны поддерживать контакт со своими детьми и обязательно интересоваться тем, что происходит в школе, потому что иногда ребенок свои огорчения не доносит до дома. И не забывать о том, что кроме ребенка есть еще и педагогический коллектив, познакомиться с классным руководителем.

Ведущий: А в каком возрасте дети начинают склоняться к техническим дисциплинам, к гуманитарным. Вот, по вашему опыту.

Гость: Профиллизация должна быть с 10 класса, не ранее. Потому что дети, к сожалению, еще не осознают и не понимают пока своих пристрастий.

Ведущий: Большинство родителей считают, что того, что дается в школе ребенку недостаточно, нужны еще дополнительные секции, кружки и так далее. Вот, так, как подобрать дополнительные занятия, чтобы одно другому не мешало.

Гость: Родители, когда они совершают такой серьезный поступок, должны думать о том, что нагрузка не может быть беспредельной. И они должны дозировать эту нагрузку постепенно и аккуратно. Если это физические нагрузки, безусловно, нужно проконсультироваться с врачом. Если это умственные нагрузки и психо-физиологические, проконсультироваться с психологом. Самое главное - индивидуальный подход. И мгновенное реагирование на какие-то проблемы, которые возникают в случае, если ребенок не хочет посещать какую-то секцию. Во-первых, нужно отдавать ребенка туда, где можно заниматься общефизической подготовкой. Прежде всего, укрепить здоровье. После этого, добавлять по интересам и согласно склонности ребенка то, чем ему нравится заниматься, и это развивать. Если это все пойдет хорошо, и это будет совмещаться с секцией, более 2 секций ребенку совсем не нужно.

Ведущий: Если ребенок ходит в спортивную секцию, там у него все получается. Все нравится, но школу он, по сути дела, забросил, можно ли наказывать тем. Что лишать этой секцией.

Гость: В данном случае нужно обязательно обратиться к учителю, который ведет предмет. Обговорить нюансы и сделать так. Чтобы ребенок начал успевать. Не лишать ребенка любимого дела. Не нужно, потом что это вызывает агрессию.

3 6 603 0

Перегрузка у школьников – одна из главных образовательных проблем, с которой бьются педагоги, родители и медики.

По статистике, количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастает в два раза именно во время обучения.

Дети по 6 часов сидят в школе, а затем еще 2 часа учатся дома. Это приводит к нервным стрессам, постоянному переутомлению и вредит здоровью. Иногда родители могут не заметить тревожных признаков, считая симптомы перегрузки обычной усталостью. В статье мы расскажем, как вовремя заметить симптомы школьной перегрузки и не допустить опасных последствий для своего ребенка.

Учебные нормы нагрузок предусмотрены школьной программой

Нагрузки Нормы
Учебная неделя Может состоять из 5 или 6 дней.
Начало уроков Должны начинаться не раньше восьми часов утра. Если начинать учебу раньше, то нарушаются биоритмы организма. Это приводит к неэффективному процессу обучения и быстрее развивается утомление.
Оптимальная продолжительность урока 45 минут, что для первоклассников слишком много.
Количество уроков в начальной школе Не должно быть больше пяти.
Дни с низкой работоспособностью Понедельник и пятница.
Сколько школьнику положено спать Не менее 9,5 – 10 часов.
Самые трудные предметы Нужно размещать на втором или третьем уроках.

Факторы вызывающие учебную перегрузка

    Есть определенные этапы интеллектуального развития ребенка. Родителям нельзя их ускорять, они должны идти природной чередой. В противном случае, ребенок начнет слишком уставать, что приведет к перегрузке.

    Социальная

    Школьник должен влиться в коллектив, стать частью социального общества. Иногда этот процесс затягивается – тогда ребенок чувствует груз и начинает уставать больше.

    Высокие требования

    Со стороны родителей часто приводят к излишним переживаниям детей.

    Требования к скорости чтения и письма

    От высоких требований устают глаза и кисть.

    Большой уклон на внешкольные занятия также может ударить по здоровью ребенка.

    Ребенок может испытывать слишком большую нагрузку, если много думает о своих чувствах или подавляет их.

Признаки утомляемости у школьника

Давление

Это важный показатель здоровья любого организма.

Норма верхнего детского давления – 80-100.

В случае разницы между верхним и нижним давлением меньше пяти единиц нужно бить тревогу.

Поведение на уроках

Оно может быть либо слишком активным, либо наоборот чересчур безынициативным.

  • Ребенок может перечить учителю;
  • Спорить с одноклассниками;
  • Перебивать или быть вялым, понурым.

Снижение веса

Он начинает стремительно худеть из-за отсутствия нужного количества отдыха и неправильного питания.

Депрессия

  • Стабильно плохое настроение;
  • Он слаб;
  • Теряет интерес к знаниям;
  • Постоянно устает.

Он не притрагивается даже к любимым пирожкам и пирожным.

Вредные привычки

  1. Он может грызть ногти не из-за прихоти, а из-за стресса.
  2. Скрипит зубами во сне, испытывает .
  3. Появление синяков под глазами и .

Возможные осложнения

  1. Из-за школьной перегрузки дети могут страдать от .
  2. Эти болезни могут перейти в хроническую стадию, превращаясь в серьезные психические расстройства.
  3. Очень многие дети страдают от плохого зрения из-за большой нагрузки на глаза, от заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  4. Последствиями могут быть снижение физического здоровья, ухудшение состояния нервной системы, потеря интереса к учебе.

Какие дети в зоне риска

Уставать от чрезмерных школьных нагрузок могут абсолютно все дети.

Этому способствуют слишком плотный график:

  • Разнообразные кружки;
  • Секции;
  • Факультативы и репетиторы.

Также это дети со слабым здоровьем и нежеланием учиться.

Особое внимание следует уделять , которые сами могут не заметить, что перегружены.

Тест на определение школьной перегрузки

Тест

С помощью данного теста вы сможете точно определить, есть ли у вашего ребенка перегрузка.

Бывают ли у вашего ребенка скачки давления или существенное отклонение от нормы?

  1. Не было ни разу.
  2. Иногда были скачки давления.
  3. Ребенок часто жалуется на сонливость, частое сердцебиение, тошноту (наиболее распространенные симптомы высокого или низкого давления).

Как школьник ведет себя на уроках?

  1. Слушает учителя, активно отвечает на вопросы.
  2. Иногда становится чересчур активным.
  3. Постоянно сонный на уроках или отвлекается.

Каким бывает настроение ученика в течении дня?

  1. В зависимости от ситуации меняется, ребенок активно реагирует на события.
  2. В последнее время ребенок хмурый, на замечания реагирует слезами.
  3. Постоянно проявляет агрессию и грубость, ругается и обижается.

Сколько времени школьник делает уроки?

  1. Довольно быстро.
  2. Не может сосредоточиться на заданиях, часто делает ошибки.
  3. Делает домашнее задание до самого вечера.

Нормальный ли сон у ребенка?

  1. Ученик спит хорошо, быстро засыпает и просыпается отдохнувшим.
  2. Ребенок наутро выглядит хмурым и уставшим.
  3. Ночью не может уснуть, часто дремлет днем.

Есть ли нарушения аппетита?

  1. Ребенок хорошо питается, съедает всю порцию.
  2. Не завтракает, но берет с собой ланч-бокс.
  3. Очень мало кушает.

Часто болеет?

  1. В случаях, если подхватит инфекцию.
  2. Несколько раз в неделю жалуется на плохое самочувствие.
  3. У школьника часто болит голова, появляется резь в глазах, вес значительно снизился.

Не изменилось ли отношение школьника к дополнительной нагрузке (кружки, факультативы), если они есть?

  1. Ребенок с радостью занимается дополнительными занятиями.
  2. Иногда жалуется на усталость.
  3. Забросил дополнительные занятия или навещает изредка.

Как ребенок ведет тетради?

  1. Записи выглядят аккуратно, ошибок мало или они незначительные.
  2. Иногда меняется почерк, много исправлений.
  3. Почерк неровный и “прыгающий”, некоторые строки зачеркнуты и написаны неразборчиво.

Результаты

Большинство ответов 1 . У ребенка нормальный уровень нагрузки, он все успевает. У него нормированный день и грамотно составленный режим дня.

Большинство ответов 2 . И хотя школьник справляется с перегрузками самостоятельно, следует задуматься о полноценном отдыхе. В выходные ребенку следует отдыхать. Замените утомительные занятия прогулками, играми на свежем воздухе. Если ребенку трудно сделать задания – помогите ему.

Большинство ответов 3 . Следует серьезно заняться здоровьем ребенка, пока у него не появились неврозы. На некоторое время откажитесь от дополнительных занятий. Позвольте ребенку один раз в неделю не идти в школу, так как с перегрузкой он будет плохо воспринимать информацию. Лучше сделайте домашнее задание вместе после отдыха и прогулки. Уменьшите проведение ребенка за компьютером и телевизором.

Если в течение двух недель ситуация не улучшается, обратитесь к детскому психологу.

Заключение

Да Нет 0

Количество часов ограничено

Все мы помним старый детский стишок, повествующий о желаниях незадачливого школьника: драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота. Cпециалисты предостерегают от такого бездумного подхода к внешкольным занятиям. Психологи рассказывают, что иногда дети явно перегружены занятиями в различных творческих студиях и клубах, так что не имеют ни минуты свободного времени и хотят лишь спать. Естественно, вряд ли этот тот результат, которого ждут родители, не говоря уж о том, что такая усталость может негативно сказаться и на занятиях в школе.

Стоит также заметить, что Федеральный Государственный стандарт начального образования предусматривает, что продолжительность занятий во внеурочное время может составлять до 1350 часов в год, но в это число необходимо включить еще и уроки дома и подготовки к всевозможным Олимпиадам, конкурсам. Получается, что чаще 2-3 раз в неделю ребенок вряд ли сможет посещать кружок или секцию, да и то если он не привлекается к дополнительным занятиям в школе.

Но не означает ли это, что стоит вообще отказаться от дополнительного развития, сосредоточившись на учебе? Оказывается, нет. Самарский психолог Наталья Богдан уверена, что многое зависит от характера занятий. "Все дополнительные занятия после школы можно разделить на две группы: развивающие и помогающие, - рассуждает эксперт. - Развивающие – это те, которые помогают ребенку заниматься любимым делом, совершенствоваться в нем. Соответственно, смена деятельности, приятное занятие – это лучший отдых. Помогающие занятия дают ребенку возможность решить какие-то свои проблемы. К примеру, выплеснуть свою энергию, если ему тяжело дается необходимость быть усидчивым. Или застенчивый ребенок занимается в драмкружке, преодолевая себя и развивая умение общаться и артистизм. Если же наоборот, речь идет о занятиях лишь для удовольствия ребенка, то ничего страшного в том, чтобы их совмещать, тогда у ребенка может быть и два-три кружка или секции".

По мнению опытных родителей, лучше выбрать один или два кружка, в которые ребенок будет ходить с удовольствием, а не пытаться объять необъятное. "Мой сын ходил в секцию настольного тенниса, потом занимался плаванием, было время, когда он посещал художественную школу, на смену которой пришел авиамодельный кружок, - рассказывает мать четырнадцатилетнего подростка Юлия Москвина. - Однако, разумеется, эти занятия были не одновременно, а сменялись в зависимости от того, как менялись интересы сына. При этом художественную школу нам пришлось оставить из-за того, что она требовала слишком много времени, да и само помещение школы перевели далеко от нашего дома".

Выбираем кружок

Таким образом, родителям следует с самого начала обсудить с ребенком, в какой кружок или секцию ему хочется сходить. Нелишним сразу же будет поинтересоваться, насколько эти занятия соответствуют темпу жизни семьи, будет ли у ребенка возможность всегда их посещать. К примеру, тренировки по фигурному катанию могут назначать на ранее утро, когда ребенок должен приехать на каток уже к 6 утра. Естественно, что это может быть неудобно родителям, которые работают с 8 утра, или же мешает сну маленьких братьев или сестер будущего фигуриста. И таких вопросов возникает множество - и лучше решать их заранее, чтобы ребенку не пришлось покидать нравящуюся ему секцию по семейным обстоятельствам.

Стоит также заранее выяснить, есть ли какие-то противопоказания по здоровью для занятий, а также прояснить перспективы ребенка. Конечно, этот вопрос стоит прояснить с тренером, но иногда стоит подключить и простую логику - к примеру, ребенку с плохим зрением не стоит идти учиться вышивать бисером, а девочке, имеющей перспективу вырасти высокой, не нужно отправляться заниматься фигурным катанием или спортивной гимнастикой - специфика этих видов спорта выдвигает большие требования к росту, и даже в случае первоначальных успехов ребенку придется покинуть секцию.

Порой родителей пугает, что их чадо никак не может определиться - где же он хочет заниматься, и постоянно меняет кружки и секции по собственному желанию. "Нет ничего страшного в том, чтобы он каждый год занимался новым видом спорта, к примеру, один год тхэквондо, другой - плаванием, - говорит Наталья Богдан. - Так ребенок развивается, ищет для себя наиболее интересный вариант. Если он найдет, то, что ему очень нравится, у него появится взаимопонимание с тренером, он сам примет решение остаться в этой секции. В то же время если заставлять ребенка заниматься тем, что ему неинтересно, это приведет к снижению мотивации и для других занятий. В целом, главное, к чему должны приучить ребенка дополнительные занятия, - это к тому, что жить надо интересно, разнообразно, и свободного времени должно оставаться совсем немного".

НЕ ПЕРЕГРУЖАЙТЕ РЕБЁНКА КРУЖКАМИ И СЕКЦИЯМИ #родителям_на_заметку @logopedexpert 🙁Если ребенок начинает хуже учиться, спустя рукава делает уроки, становится невнимательным, а педагоги упрекают его в расхлябанности, то мы, как правило, устраиваем чаду взбучку, ругая его за лень. А между тем, ребенок может быть и не виноват: вдруг он просто-напросто устает? Ситуацию комментирует школьный психолог Джульетта Есипян. «Родителям часто не приходит в голову, что ребенок тоже может утомиться, что учеба его перегружает, - комментирует психолог. - Они обычно убеждены, что, если возникают какие-то проблемы в учебе, - это от лени и недостаточного прилежания. В результате взрослые заставляют школьника учиться из-под палки, и к переутомлению добавляется еще и нервный стресс». В наше время считается хорошим тоном отдавать детей на разные кружки. Кроме того, в школах часто проводятся дополнительные занятия. Маленький человечек занят с утра до вечера: в первой половине дня школа, после обеда - факультативы, вечером - кружки... Неудивительно, что, когда дело доходит до приготовления школьных уроков, ребенок делает их формально, может чего-то недоучить, не довести до конца... В школе ему тоже трудно собраться, его внимание рассеивается, он может неправильно решить задачу, с запинкой прочитать текст, невпопад ответить на вопрос учителя, заработав замечание... Увы, родители нередко бранят ребенка, не разобравшись толком в ситуации. Как-то мать одной девочки пожаловалась мне на то, что ее Ксюша в первом классе хорошо училась, а во втором все время зарабатывает замечания от учительницы: то не успевает вовремя написать контрольную, то во время объяснения материала не слушает, а смотрит в окно... Успеваемость школьницы понизилась. Из разговора выяснилось, что девочка, помимо обычных уроков, посещает еще факультатив по английскому языку, а также ходит на рисование, музыку и танцы. Рабочий день Ксюши, как правило, начинался в восемь утра и заканчивался в восемь вечера. Кроме того, некоторые кружки она посещала даже по субботам. Не всякому взрослому выпадают такие нагрузки! К счастью, после того как я поговорила с Ксюшиной мамой, семья отказалась от музыкальной школы и хореографического кружка, которые девочка посещала только по желанию родителей, не имея к этому особой склонности, и продолжала ходить только на английский и в изостудию, что нравилось ей самой. В другой семье родители постоянно кричали на сына, если он недостаточно хорошо делал уроки. Мальчик непрерывно находился в стрессовом состоянии и на занятиях в школе никак не мог сосредоточиться. Наконец, они догадались обратиться за консультацией к психологу. После того как взрослые изменили свое поведение, стали разговаривать с ребенком более спокойным тоном, перестали на него давить, ситуация в школе значительно улучшилась. ️Итак, что же следует предпринять, чтобы ребенок не уставал во время школьных занятий? Вот какие рекомендации дает психолог. 1. Избегайте перегрузок! Два кружка в неделю - вполне достаточно. Если их будет больше, учеба, возможно, начнет страдать. Конечно, есть такие замечательные дети, которые всегда и все успевают. Но не стоит рассчитывать, что ваш ребенок попадет в их число. У каждого свой «потолок». 2. Следите за режимом дня! В рацион детского питания обязательно должны входить фрукты и овощи. Ребенок должен получать их ежедневно. Зимой следует давать ему витамины. Приучите ребенка делать утреннюю зарядку. Не пренебрегайте прогулками: лучше пусть он лишние полчаса побегает с друзьями, чем будет это время корпеть над уроками. 3. Не забудьте, что ребенок должен отдыхать! Поэтому между приходом из школы и походом на кружок или приготовлением уроков должен быть перерыв не менее двух часов. 4. Научите ребенка планировать свое время. Составляйте с ним график на каждый день недели, учитывая не только занятия и кружки, но и время на еду, спорт, отдых и общение с друзьями. 5. Заведите домашнее животное, уход за которым будет под силу вашему ребенку. Как показывает опыт, это хорошо дисциплинирует. Кроме того, общение с животным хорошо снимает усталость и дает заряд бодрости. 6. Если ребенок без видимых причин вдруг стал хуже учиться, стал рассеянным и невнимательным, получает замечания от учителя, прежде чем ругать его, расспросите его самого о причинах этого. Возможно, он вовсе не ленив, а действительно устает. Тогда нужно принять соответствующие меры, как указано выше.

Готовясь стать мамой в первый раз, я на протяжении девяти месяцев беременности мечтала, как с первых же дней займусь развитием своего ребенка. "Мой сын раньше других научится читать и писать, причем желательно сразу на двух языках", - мечтала я. Я скупала в магазинах кучу полезной и бесполезной литературы по раннему развитию и мечтала, мечтала, мечтала...

Когда ребенок наконец родился у меня первое время просто не было сил даже открыть книжку по раннему развитию, не говоря уж о том, чтобы клеить какие-то картинки и развешивать их над детской кроваткой. Когда я опомнилась сыну было уже два года. Честно признаться - я не на шутку испугалась, что опоздала со своим ранним развитием. И с двойным упорством принялась наверстывать упущенное.

"Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота..."

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всех областях - эдакий маленький гений. Особо рьяные родители боятся опоздать и записывают свое чадо во все существующие кружки и секции. Но из-за такой загруженности на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, - куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, конечно же, не получается. Вместо того, чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок n-ное количество часов проводит в шумных и душных помещениях. И в результате родительское тщеславие тешит мысль о том, что именно их ребенок раньше других научился читать, считать, писать, играть на фортепиано, прыгать с шестом и вышивать крестиком. А то, что ребенку все эти занятия, мягко говоря, не приносят никакого удовольствия, родители не замечают, или старательно делают вид, что не замечают. "Ничего страшного, - утешают себя родители. Пусть сейчас помучается, зато потом спасибо скажет". Это - одно из наиболее распространенных родительских заблуждений.

Дело в том, что одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют нехватку времени. И в результате от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60-70% детей. В итоге к окончанию школы количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения - в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями - более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано, в первую очередь, с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы. Кроме того, превышение допустимого уровня нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям.

Не знаю, чем бы закончилось мое увлечение раним развитием, если бы по долгу службы мне не пришлось брать интервью у врача-психиатра, специализирующегося на лечении детских психических расстройств. Детишки, которых я увидела в клинике, были действительно умны не по годам. Они знали много такого, о чем я лишь смутно догадывалась. Но какова была цена этих знаний! Честно признаться - меня больше поразил даже не страшный диагноз, который стоял в их истории болезни, а грустные глаза этих маленьких гениев. У пяти-восьмилетних детей был взгляд умудренных опытом и уставших от жизни стариков. Они не реагировали на новые игрушки, на новые лица и не играли друг с другом. Они вообще ни по какому поводу не проявляли заинтересованности и, как плохо запрограммированные роботы, делали то, что говорили взрослые. Причем просьбу взрослых они слышали лишь после нескольких повторений, долго ее обдумывали, а потом машинально выполняли. Все это напоминало замедленные кадры из грустного кино. "Это все последствия излишней перезагруженности", - сказал мне врач.

После этого интервью я долго не могла уснуть. Что же получается: не заниматься с ребенком вообще - плохо, много заниматься - тоже плохо. Как же найти ту золотую середину, чтобы ребенок рос умным, здоровым и веселым?

Все хорошо в меру

Но тут возникает вполне логичный вопрос: "Как же определить эту меру?". Однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от характера, темперамента и самое главное желаний ребенка. Поэтому постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за всестороннее развитие может оказаться слишком высокой.

Как говорил один из мудрецов "Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь". Задача родителей не заполнить ребенка знаниями по максимуму, а пробудить у него интерес к этим самым знаниям. А для этого знаний не должно быть слишком много. Это совершенно не означает, что заниматься ранним и всесторонним вредно. У Глена Домана по этому поводу есть очень правильное замечание: "Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был недокормлен и вставал из-за стола знаний с ощущением постоянного голода, чтобы ему все время хотелось еще знаний".

Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка - лишний час поспать или бежать на очередную тренировку, - это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться - вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детский желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше. Очень важно, как ребенок относится к дополнительным занятиям. Заниматься нужно и можно лишь до тех пор, пока ребенку интересно. Как только вы почувствуете, что кроха с трудом сидит на месте, зевает, прикрывает глаза и не может сосредоточиться на новой информации - это значит, что занятие слишком затянулось. У детей дошкольного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма переутомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Речь идет именно о дополнительных занятиях, а не об обязательной школьной программе.

Признаки переутомления у детей

Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое переутомление. В научной медицинской литературе можно найти такое определение: Переутомление это - физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Родители часто удивляются, от чего ребенок мог переутомиться. Он ведь только сидел и разглядывал картинки, а не кирпичи таскал. Не надо путать переутомление с физической усталостью. Переутомление, как правило, появляется при длительной нагрузке, неважно физической или умственной. Умственное переутомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое переутомление выражается в нарушении функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Кроме того, выделяют психическое (душевное) переутомление. У детей дошкольного возраста и младших школьников с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т. п. У более старших детей признаки психического переутомления наблюдаются при чрезмерных "душевных" волнениях и разного рода обязанностях.

Диагностировать переутомление у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Вот несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что вы слишком перегрузили ребенка.

Нарушение сна . Если ребенок часто ложится спать раньше положенного срока, но долго не может заснуть, если он просыпается среди ночи, вдруг начал говорить во сне или ложится спать днем (хотя уже давно отвык от дневного сна) - это говорит о том, что нервная система ребенка настолько перегружена, что даже во сне малыш не может расслабиться.

Нарушение аппетита . Аппетит может отклоняться от нормы как в одну, так и в другую сторону. Некоторые дети при переутомлении теряют аппетит. А другие, наоборот, начинают, есть за двоих - и то, и другое должно вас насторожить. При этом изменение аппетита может долгое время не сказываться на весе. Только при хроническом переутомлении ребенок резко худеет или наоборот стремительно набирает излишний вес.

Частые болезни . У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80-100 мм рт. ст. у младших школьников от непосильной нагрузки давление может подняться до 110-120. Если ребенок без конца простужается - это тоже "звоночек". Не пора ли вам пересмотреть жизненные приоритеты - на первое место поставить не хорошее образование, а крепкое здоровье.

Вредные привычки . Ребенок начинает грызть ногти, ковырять в носу и т.д., хотя раньше ничего подобного не делал.

Нарушение памяти . Если ребенок постоянно что-то ищет (то карандаш, который лежит на столе, то ручку, которую он держит в руках, то тетрадку, которую сам только что убрал в портфель), это свидетельство того, что ребенок слишком перегружен. Перегруженный ребенок затрудняется выполнять манипуляции, которые раньше не вызывали сложностей. У дошкольников и младших школьников могут появиться запинки в речи.

Большие физические усилия при малом КПД . Утомленный ребенок действует менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Например, если до переутомления ребенок играл на фортепиано лишь движениями пальцев, то при истощении запасов организма у него постепенно включается в движение вся рука, а затем он начинает двигать еще и корпусом.

Капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность . У малышей основным симптомом ухудшения физического и психического здоровья являются капризы, на которые взрослые зачастую не обращают должного внимания. Дети младшего школьного возраста при переутомлении становятся чересчур подвижными, непоседливыми. А у старшеклассников умственные и психические перегрузки обычно проявляются излишней агрессивностью в поведении. Подвижность ребенка - защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте - признак эмоционального дискомфорта. Вполне возможно, что ваше чадо все время огрызается просто потому, что от обилия обязанностей ничего не успевает.

Уставший вид . Нарушение работы нервной системы отражается на лице. Хотя у детей эта взаимосвязь проявляется значительно позже, чем у взрослых. Поэтому уставший вид - это не первый (как полагают многие), признак переутомления. Появление синяков под глазами, изменение цвета лица свидетельствует о том, что переутомление постепенно переходит в хроническую форму.

Многие родители не обращают внимания на первые признаки переутомления. Полагая, что польза от дополнительных занятий с лихвой покроет все побочные эффекты. Это наиболее распространенное заблуждение. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому переутомлению. А это уже довольно серьезный диагноз.

Индивидуальность важнее всего

Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, "с максимальной пользой". Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.

У ребенка обязательно должно быть свободное время. Многие взрослые неправильно понимают определение "свободное". Так вот, это время свободное от всего: от сна, от выполнения домашних заданий, от тренировок, спортивных секций, всевозможных развивающих занятий, походов в цирк или театр и даже от приема пищи. Хотя бы один час в день (а по мнению педиатров и невропатологов, не меньше 3-х часов) обязательно нужно дать возможность своему ребенку просто ничего не делать. Для него такое безделье - самый лучший отдых. Кроме того, после такого отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Нецеленаправленный отдых быстрее восстанавливает работоспособность.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Помните - каждый ребенок индивидуален. Он такой один, даже однояйцевые близнецы сильно отличаются друг от друга, не говоря уж о детишках, рожденных от разных родителей в разных условиях. А это значит, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. Всевозможные методики раннего развития и советы знакомых следует воспринимать лишь как рекомендацию, а не как правила, которые следует выполнять с точностью до мелочей. Не оглядывайтесь на других. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Постоянно оглядываться на то, что скажут и сделают другие, - далеко не лучший метод развития. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали удовольствие от дополнительных занятий. Тогда от полученных знаний будет одна польза и никакого вреда здоровью.

Пусть в четыре года мой сын говорил и читал только на родном русском языке, пусть он многого не знает, пусть где-то есть более развитые детишки... Зато я точно знаю, что мне удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за весьма сомнительные успехи.

Обсуждение

В раннем детстве в меня мама тоже вбивала знания ремнём.А я рыдала и не хотела всем этим заниматься. Сейчас я сама во всём проявляю инициативу, хотя воспоминания детства я не могу вспоминать без содрогания...Я просто была маленькой, и мне было тяжело.

29.04.2005 17:10:22, Анна

10 баллов за статью!!! Она не только о раннем развитии, но вообще об обучении детей - любого возраста. Сама насмотрелась вдоволь на перегруженных детей, у которых помимо школьных нагрузок еще куча дополнительных занятий. Только за прошлую неделю трижды слышала о дистонии из-за перегрузок у девочек разного возраста: страшное дело - повышенное давление, обмороки, чудовищные головные боли. В результате врачи требуют снятия ВСЕХ нагрузок. К этому ли стремились родители, перегружая детей?
Автор статьи очень внятно и аргументированно объясняет, почему этого нельзя делать.
Спасибо ему за это!

Автор очень точно подметила, что вседети - разные и проводить аналогии так же не стоит. Пусть ребенок не вспомнит в 3 года алфавит, который выучил в полтора, но когда придет пора его учить, он вспомнить его куда быстрей, чем если бы учил заново.
Меня насильно никто ничему не учил, любимая история моей мамы как она меня в год повела на осмотр в поликлинике и врач дежурно поинтересовалась говорит ли ребенок, а если да, то сколько слов и проч. Мама пожала плечами - говорит, а сколько слов - она не считала, врач на маму посмотрела с недоверием и насмешкой - мол все из своих детей гениев растят, но мама спокойно ко мне повернулась и сказала "Лялечка, скажи тёте, сколько тебе годиков" на что Лялечка выставила 1 пальчик и протянула "одииин". Врач была в отпаде.

В 2-3 года я уже прекрасно читала и делала это с удовольствием, но при наличии старшего брата, которого раздражали мои экзерсисы мне так же очень быстро пришлось научиться читать не только вслух, но и про себя, то есть более бегло. Я не могу сказать, что я какой-то гений, но считаю, что ранее развитие все же важно. Но не насильственное. А уж как заинтересовать своего ребенка, думаю, каждый родитель найдет сам.

Добрая и отрезвляющая статья.Все наши стаания в воспиании наших чад связаны с какими-то нашими нереализованными мечтами: мы хотим, чтобы дети были умнее, воспитаннее и т.д. нас. Нельзя,конечно, идти "по нервам" детей, но думать, что показывать буквы в 2 года - рано, тоже не нужно. Все заложенные когда-либо знания всплывут, когда это будет необходимо - ничто не пропадёт бесследно. Желаю всем удачи в воспитании нашего будущего!

26.05.2004 09:59:19, Jul

Хорошая статья. Очень отличается от "ругательных" статей, где говорится о безусловном вреде "раннего развития", без рассмотрения развития без перегрузок. Ребенка надо развивать "разумно", не бросаясь из одной крайности ("он будет самым крутым, все будет делать раньше любой ценой!") в другую (типа "я - против раннего развития!"). И всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка.

А я видел на сайте у Тюленева Павла Викторовича уникальную методику которая позволяет в игровой форме развивать ребенка
с 0 до 18 лет

23.05.2004 17:30:00, Алексей

Да! Статья замечательная! Интуитивно я чувствую, что надо дать развиваться моему маленькому сыну так, как ему лучше - ему 14 мес и опережает многих ровестников. И мы учимся неспеша - сегодня обнаружили, какие интересные деревья - у них кора, и ветки, и листочки... А мои родители гордятся - что я в 3.5 года знала наизусть "Сказку о рыбаке и рыбке" - вспоминаю с содроганьем просто! Как насильно она была "впихнута" мне в голову, со слезами и ремнем. И что, сделало это меня успешнее в жизни? Нет.

Замечательная статья. По себе знаю, что значит "оправдывать надежды".С мамой отличные отношения, но до сих пор, когда вспоминаю мамины слова о том, что мы с сестрой должны быть "умнее, воспитаннее, внимательнее и т.д. и т.п.", становится немного не по себе.
Разбудить интерес -это одно, а строить занятия на тщеславии -это совсем другое. Когда стал подрастать собственный киндер я попала под влияние моды и подруг по детской площадке - там все в год учили алфавит и цифры. Инициатором этого был кабинет здорового ребенка в районной поликлинике - там детей регулярно тестировали на развитие и выдавали задание - что ребенок должен знать к 1 году, 2-м и т.д.
Потом мы перешли в другую поликлинику - там кабинет здорового ребенка не был обязательным - там просто можно было покормит ребенка и посидеть недолго после прививок (чтобы убедиться, что нет аллергич. реакции). А врач из кабинета немного играла с каждым ребенком и давала рекомендации - на что обратить внимание. И я с ранним развитием притормозила. Периодически пыталась повторять с ребнком то, что уже успела выучить, но дочка все это благополучна забыла, как ненужное ей на данном этапе развития.
Недавно встретила своих подруг - спросила - помнят ваши дети в 3 года то, на что мы их натаскивали в 1,5 г.? Они сказали: "Не-а!".

20.05.2004 11:17:26, starka