Моё увлечение – изографы. Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей Как разгадывать изографы

Моё увлечение – изографы. Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей Как разгадывать изографы

Татьяна Михайловна Белевич
Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей

Как известно, в области образования происходят колоссальные изменения. Речь идет об ориентирах на гуманистическую, личностно-ориентированную модель, о более раннем включении ребенка в систематическое обучение. Решить эту задачу можно только в условиях непрерывности образования. Поэтому мы, дошкольные педагоги, в частности, учителя-логопеды детских садов должны учитывать двусторонность процесса обучения.

С одной стороны признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой стороны-создавать условия для элементов учебной деятельности. Наша задача-в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности и интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли педагог понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать "созревание" всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности : физической, эмоционально-волевой,интеллектуальной и коммуникативной. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений , овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация, а в процессе учебной деятельности должен уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, должен уметь разрешать противоречия. Все это играет главную роль в овладении системой понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе. Тенденция современного дошкольного образования -это переход от ценностей обучения к ценностям развития.

Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя.

Принцип развития определяет исходящую позицию педагога по отношению к ребенку : опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы.

Поэтому-главная цель образования на этапе дошкольного детства создавать условия и подготавливать детей к непрерывному самообразованию.

Поработав некоторое время в школе, я поняла, что нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Поэтому, в детском саду я стала много внимания уделять профилактике дисграфии и дислексии , применяя различные методы и приемы . Результативным методом в решении этой проблемы , на мой взгляд является решение детьми ребусов и изографов , разгадывание ими кроссвордов . Конечно, при условии владения детьми звуко-слоговым и буквенным анализом слов. В конце первого, в начале второго года обучения в логопедической группе дети-логопаты уже могут решать простейшие ребусы и разгадывать несложные кроссворды .

Но сначала дети должны овладеть процессом звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Работая с детьми над развитием фонематического восприятия и овладения звуко-слоговой структурой слова, мы часто сталкиваемся с таким положением : пройден первый этап обучения - поставлены звуки, ребенок правильно употребляет их в словах и фразах, справляется с начальными видами работ по звуковому анализу, правильно определяет количество звуков и слогов в отдельном слове.

Но вот наступает период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и употребления приобретенных навыков в самостоятельной речи. В своей повседневной речевой практике дети должны в доли секунды справиться с трудной для них задачей-правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. А именно этих практических навыков, свободного неосознаваемого владения речевыми средствами и не хватает нашим детям.

Необходимость развивать, усовершенствовать речевые навыки ребенка, выработать быстроту действий, мышления, накопить количество, улучшить качество его умений, заставляет нас, логопедов, постоянно искать и расширять практический материал, тренирующий речевой слух, четкость восприятия, слуховое и зрительное внимание.

Свою работу по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза строила поэтапно :

Выделение в словах первого гласного звука.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

Определение наличия либо отсутствия в словах определенного звука.

Определение последнего гласного звука в словах.

Выделение ударного гласного в словах.

Синтез слов, состоящих из двух звуков : гласного и согласного (-АМ-,АХ-,-ОХ- и т. д.)

Определение первого согласного звука в словах.

Определение последнего согласного звука в словах.

Определение гласного звука в середине односложных слов (-мак-, -лук-, кот-, -кит-)

Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков.

Анализ таких слов.

Определение позиции гласного звука в словах (начало,конец) .

Определение количества слогов в словах.

Определение нескольких гласных звуков в словах.

Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (-мама-, лапа-,-липа.) .

Большинство детей пятилетнего возраста не умеют читать.

Подготавливая детей к школьному обучению, использовала в своей работе звуковые символы. (Звук нельзя увидеть. Его можно только услышать, А увидеть можно букву.)

Вместе с детьми устанавливаем связь между звуком и буквой. Показывая детям изображение буквы, пытаюсь вызвать у них зрительные ассоциации (на что похожа буква) .

Для закрепления зрительного образа буквы предлагаю детям игры-упражнения :

-составь букву из : палочек, ниточек, веточек.

-выложи букву из : семечек, крупы, косточек, ракушек, плодов каштана, бобов, горошин и т. д.

Вылепи букву из пластилина,теста,глины.

Составь букву из готовых элементов.

Добавь недостающий элемент.

Обведи букву по трафарету, заштрихуй ее, и т. д.

Нарисуй букву пальчиком на ладони, на спинке друг друга, в воздухе, на листе наждачной бумаги.

Напечатай букву в тетради.

Все эти упражнения способствуют профилактике оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза обусловлена недоразвитием фонематического анализа :

Пропуски гласных.

Пропуски согласных при стечении.

Перестановки букв.

Добавления букв.

Пропуски, добавления, перестановки слогов.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть теми видами звукового анализа, которые им доступны :

1. Узнавание звука на фоне слова.

2. Определение места звука в слове (начало,середина,конец) .

3. Выделение звука из начала и конца слова.

Для закрепления материала важно подключать сохранные анализаторы, поэтому используются звуковые схемы, и различные

дидактические игры : («кто в домике живет» , «кто поедет в вагончике» , «помоги гномику дойти до домика» , «зоопарк» , «цирк» … и т. д.) Постепенно дети начинают «чувствовать» звуковой состав слова.

Затем вводятся понятия «слова-предметы» , «слова-действия» , вводятся понятия «предложения» , добавляются понятия «слова-признаки» , «предлоги» , составляются схемы предложения.

А оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций, зрительного анализа и синтеза,пространственных представлений. При этой форме дисграфии наблюдаются следующие нарушения :

А).Искаженное воспроизведение букв на письме.

Б).Замены и смешения графически сходных букв (п-т,л-м,и-ш,в-д, э-с,

В).Зеркальное написание букв, письмо слева-направо.

Если ребенок не умеет сравнивать предметы по величине, по форме, не умеет ориентироваться в пространственном расположении предметов , ему будет сложно усвоить различия в начертании оптически сходных букв.

Важно в дошкольном возрасте научить ребенка :

1).Понимать значение предлогов,обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

(покажи, где попугай в клетке, за клеткой, на клетке и т. д.)

2).Знать левую и правую стороны пространства.

Речевая проба Хеда : (инструкция : возьмись левой рукой за правое ухо, покажи правой рукой левый глаз и т. д.)

Для устранения этих нарушений используются различные упражнения : графические диктанты, графическое воспроизведение направлений стрелками.

3).Развивать зрительный анализ и синтез –

Для этого использую след. дидактическе игры :

- «найди различия» ,

- «что перепутал художник?» ,

- «чего не хватает?»

- «составь целое из частей» ,

- «собери букву из элементов» ,

- «узнай зачеркнутые буквы» ,

- «допиши букву» ,

- «узнай буквы, наложенные друг на друга» ,

- «найди правильную букву» ) и т. д.

Все эти упражнения помогут создать ребенку в своем воображении устойчивые образцы букв. Когда ребенок хорошо научился узнавать буквы в разных положениях, он без труда может разгадывать и читать различные изографы .

Сначала предлагаю детям увидеть в изографе силуэт , очертание самого предмета. Потом находим буквы, которые расположены необычно, по-разному в этом изографе . И, наконец, из этих букв составляем и выкладываем слово.

Не менее сложный вид работы- это разгадывание ребусов .

Навык формируется постепенно, а работа по формированию навыка идет поэтапно-от простых заданий к более сложным.

Игры с буквами :

1.«Какая буква потерялась?» (от однослоговых слов до сложных)

2.«Найди в слове ошибку» (Кит-кот,лужи-лыжи,дочка-бочка)

3.«Какое слово спряталось?»

4.«Чем отличаются слова?»

5.«Какой буквы не стало?» (краска-каска,слон-сон,слова-сова и т. д.)

6.«Поменяй слоги местами и составь слово» (сос-на___на-сос и т. д.)

7.«Поменяй буквы местами» (сон-нос,старик-стирка, сила-лиса)

9.«Найди : «Каркающие слова» - (КАРман,КАРтошка,КАРта)

«Мурлыкающие слова» - (леМУР, МУРзилка,МУРка)

«Квакающие слова» - (аКВАриум,тыКВА,КВАртира,

«Пищащие» - (ПИанино,ПИонеры,каПИтан, ПИрамида)

«Рычащие» - (гоРЫ, коРЫто,ноРЫ, Рыба) и т. д.

Овладев этими навыками, дети постепенно овладевают и навыками разгадывания ребусов и кроссвордов .

Следует напомнить детям лишь некоторые правила для разгадывания ребусов и кроссвордов .

Например, дети узнают, что :

Запятая в ребусе означает отсутствие буквы в слове.

Запятая в начале означает отсутствие первой буквы слова, а в конце_- последней.

Предлог, зашифрованный в ребусе , может стоять,как в начале слова, так в и середине (НАташа, соВа, дУб, ПОле, ПОДвиг и т. д.)

В кроссворде : в клеточку можно вписывать только одну букву.

К концу года дети подготовительной группы сами пытаются "зашифровать" слова, свои имена и фамилии в ребусы .

Хотелось бы отметить, что для полноценной профилактики дисграфии необходим тесный контакт логопеда с родителями и воспитателями.

Необходимо совместно обсуждать проблемы и программу коррекции.

Важно предъявлять к ребенку единые требования.

Цели. Учим разгадывать изографы (слова, зашифрованные в картинке). Закрепляем умение узнавать изученные буквы, написанные различными шрифтами. На примере слов вертолёт, самолёт Ход игры. Ребенок узнает на картинке изображение вертолета, определяет, что оно выполнено с помощью букв. Взрослый объясняет, что на рисунке есть и само слово вертолет. Анализируя звуковой состав слова, ребенок последовательно находит буквы, входящие в него. При этом он отмечает, что некоторые буквы в рисунке изображены неверно (В, Р). Ребенок поясняет, что в рисунке вертолета изображает каждая буква (В - винт вертолета, Р - корпус и хвост и т.д.); самостоятельно записывает это слово, выполняет его звуковую и слоговую схемы. Взрослый обращает внимание ребенка на различие в произношении и написании слова и просит выделить красной ручкой букву О - вертолёт.

Аналогично разбирается изограф самолёт. В заключение ребенку предлагается вспомнить профессии людей, работающих на этих машинах.

Животные жарких стран»

Цели. Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными. Закрепляем навык прочтения трехсложных слов со стечением согласных (ползают, плавают, прыгают). Закрепляем знания ребенка о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и называть.

Ход игры. Ребенок называет животных, изображенных на картинках, обобщает их: животные жарких стран. (Необходимы комментарии ребенка или рассказ взрослого о жизни и особенностях поведения этих животных.)

Прочитав слова, написанные справа в столбик, ребенок вспоминает, какие из нарисованных животных лучше всех выполняют эти действия (бегают, ползают, летают, плавают, прыгают). Ребенок соединяет стрелкой слово и соответствующих ему животных (бегают страус, жираф и т.д.).

В заключение ребенок раскрашивает картинки.

Поход в зоопарк»

Цели. Закрепляем узнавание и правильное написание изученных букв. Тренируем умение составлять из предложенных букв имена, закрепляем знание правила о написании имен с большой буквы. На примере звуко-буквенного анализа и синтеза имен Юра, Юля закрепляем знания о букве Ю. Тренируем умение дифференцировать Р и Л, А и Я. Закрепляем умение составлять схему предложения с выделением в ней предлогов как отдельных «маленьких слов». Развиваем умение составлять рассказ по сюжетной картинке.

Ход игры. Зачеркнув неправильно написанные буквы, ребенок составляет из оставшихся букв имена детей, нарисованных на картинке (при этом вспоминает правило о написании имен с заглавной буквы); записывает имена (Юра, Юля), выполняет их звуковую и слоговую схемы.

По наводящим вопросам взрослого он догадывается, откуда идут эти дети. Затем он читает недописанное предложение под картинкой, догадывается, какие слова нужно вписать, и вписывает их с помощью взрослого (Юля, Юрой или Юра, Юлей). Необходимы объяснения взрослого о правильном написании слов Юрой (либо Юлей).

Ребенок проверяет, все ли верно в данном предложении. Догадавшись, что в конце предложения не поставлен знак препинания, он ставит его по своему усмотрению (.!?) и читает предложение с соответствующей интонацией. Проанализировав предложение по количеству слов, выделяя предлог как «маленькое слово», ребенок выполняет схему предложения.

Завершая игру, ребенок составляет рассказ по этой сюжетной картинке о посещении детьми зоопарка.

Страус»(Изограф)

Цели и ход данной игры аналогичны описанным ранее (см. с. 56).

Собери букеты»

Цели. Тренируя умение дописывать пропущенные в словах буквы, развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания по теме «Цветы», тренируем умение дифференцировать виды цветов (садовые и полевые).

Ход игры. Ребенок дает обобщающее название изображенным предметам: цветы. Взрослый предлагает проанализировать это слово и дописать его, вставляя буквы. Ребенок называет каждый цветок, вспоминает, к какому виду он относится (роза - садовый цветок, ромашка - полевой цветок и т.д.), объясняет, почему цветы называются полевыми и садимыми, вспоминает, какие еще цветы относятся к тому и другому виду.

Взрослый предлагает составить из цветов на картинке два букета, распределив их по видам. Ребенок должен сам догадаться, в какой вазе будет стоять каждый букет. (Для этого ему надо, вставляя пропущенные буквы, дописать слова под низами.) Выполняя звуко-буквенный анализ слов полевые и садовые, он вписывает в них пропущенные буквы, обобщает их (гласные). Затем он указывает стрелками, в какую вазу нужно поставить каждый цветок.

В конце игры ребенку предлагается нарисовать в вазах свои букеты из полевых и садовых цветов.

Соня и цветы»

Цели. Закрепляем умение анализировать предложение по количеству слов и дописывать нужные по смыслу слова в недописанное предложение. Закрепляем умение определять в предложении предлог В и выделять его на схеме предложения как отдельное «маленькое слово». Продолжаем тренировать в составлении рассказов по сюжетной картинке.

Ход игры. Рассматривая картинку, ребенок отвечает на вопросы взрослого по ее сюжету. Ребенок читает незаконченное предложение, написанное под картинкой, анализирует его схему, дописывает недостающие слова (в, цветы). Взрослый предлагает составить рассказ о том, как девочка Соня выращивала в саду цветы.

Нарцисс»

Цели. Тренируем ребенка в умении узнавать буквы по их неполному написанию, читать слова, написанные по часовой стрелке. На примере слова нарцисс закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Ребенок должен назвать нарисованный цветок и рассказать все, что о нем знает. Взрослый подсказывает, что название этого цветка написано внутри рисунка. Узнавая недописанные буквы и комментируя их правильное написание, ребенок объясняет, как нужно прочитать название этого цветка (по часовой стрелке).

В заключение ребенок самостоятельно пишет слово нарцисс и составляет его звуковую и слоговую схемы.

Рыбы»

Цели. Закрепляем узнавание и правильное написание ребенком буквы Щ. Тренируем в выделении и определении места Щ в слове, закрепляем знания об этом звуке. Закрепляем знания о рыбах, умение узнавать и называть их по картинкам, дифференцируя речных и морских рыб.

Ход игры. Ребенок называет изображенных на рисунке рыб, находит среди них лишнюю и объясняет свой выбор. (Акула лишняя, так как это морская рыба, остальные речные.)

Ребенок узнаёт и дописывает по точкам буквы Щ в кружке. Взрослый даёт задание: провести стрелки от буквы Щ к тем рыбам, в названиях которых есть звук Щ (лещ, щука). Ребенок должен сказать, в какой части слова находится Щ.

Щука и лещ»

Цели. Закрепляем знания ребенка о звуке и букве Щ, правила написания слогов ЩА, ЩУ. Тренируем в умении читать небольшие стихотворные тексты. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение узнавать и заканчивать по точкам знакомый рисунок.

Ход игры. Ребенок узнает на рисунке и дорисовывает леща и щуку, составляет небольшой рассказ по сюжету картинки. Взрослый дает задание: выбрать из предложенного ряда букв необходимые для составления слогов ща, щу. Ребенок зачеркивает ненужные буквы (я, ю), объясняет свой выбор, дописывает слоги ща, щу и выполняет их звуковую схему. Затем ему предлагается прочитать текст и вставить пропущенные в словах буквы.

Собери буквы и составь слова»

Цели. Закрепляем умение писать знакомые буквы, различать Ш и Щ, Е и Ё. Тренируем навык составления слов из предложенных букв - ерш, лещ. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Взрослый объясняет, что если из заданных элементов правильно «собрать» буквы, то можно составить названия двух речных рыб. Ребенок «собирает» «рассыпавшиеся» буквы, составляет из них слова лещ, ёрш, записывает их, выполняет звуковую и слоговую схемы.

В заключение ребенку можно предложить самостоятельно нарисовать этих рыб.

Ч ч

Собираемся в школу»

Цели. Закрепляем умение дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы. Тренируем умение различать Ч и Т. Закрепляем знания по теме «Школа и школьные принадлежности».

Ход игры. Ребенок рассматривает изображение ранца и портфеля, называет эти предметы и объясняет их назначение. Комментируя свои действия, он дописывает слова ранец, портфель. Взрослый объясняет, что дети собирались в школу. Ученица собрала в ранец все предметы, в названиях которых есть Т, а ученик положил в портфель все предметы, где есть Ч. Ребенку нужно рассмотреть предложенные картинки и написать под изображениями ранца и портфеля названия предметов, положенных в них.

Взрослый просит объяснить, все ли верно было собрано учениками в школу. Ребенок вычеркивает слова, не относящиеся к школьным принадлежностям. Затем ему предлагается написать названия предметов, которые он взял бы с собой в школу.

В заключение ребенок раскрашивает ранец, портфель и школьные принадлежности.

Подпиши картинки»

Цели. Закрепляем знания о правильном написании слогов ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ. Тренируем умение различать Ч и Щ. На примере слов роща, часы, чулок, щука закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Взрослый объясняет, что нужно выбрать из предложенных и написать недостающие буквы в слогах ча, ща; чу, щу. Ребенок зачеркивает ненужные буквы и, объясняя правило написания слогов ча, ща; чу , щу, дописывает заданные слоги.

Ребенок называет предметы, нарисованные на картинках. Комментируя написание слогов ча, ща; чу, щу, он подписывает названия изображенных предметов, выполняет звуковые и слоговые схемы слов роща, часы, чулок, щука.

Пенал» (Изограф)

Цели. Закрепляем умение разгадывать изографы. Развиваем умение узнавать знакомые буквы, написанные различными шрифтами. На примере слова пенал закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Тренируем умение дописывать в предложении недостающие слова и составлять схему предложения, выделяя в нем предлог как отдельное слово. Закрепляем знания о том, что первое слово в предложении начинается с заглавной буквы, а заканчивается предложение каким-либо знаком препинания (. ! ?) . Учим читать предложения с интонацией, соответствующей знаку в конце него.

Ход игры. Как и в предыдущих играх с изографами, ребенок рассматривает изображение и угадывает загаданное слово (пенал). После этого он читает недописанное предложение под картинкой и вписывает слово, заданное в изографе.

Ребенок самостоятельно или с подсказкой взрослого должен объяснить правильное написание первого слова в предложении (с заглавной буквы), а в конце предложения поставить один из знаков препинания (на свое усмотрение) и прочесть предложение с соответствующей интонацией.

В конце игры ребенок считает количество слов в предложении, выделяя предлог как «маленькое слово», и выполняет схему предложения.

1. «Ехала машина...»

Цели. Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве твердого знака. Учим образовывать глаголы с помощью приставок. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Рассмотрев рисунок, ребенок указывает стрелкой от кружка к кружку, одновременно комментируя свои действия, путь движения нарисованной машинки. (Машинка въехала на мост, съехала с моста, объехала дерево, подъехала к гаражу, заехала в гараж.) Затем он читает слова, расположенные справа.

Анализируя написание каждого слова, ребенок вставляет пропущенный Ъ и закрашивает в разные цвета находящиеся рядом со словами кружки. После этого ему даётся задание: раскрасить кружки на пути следования машинки в те же цвета, что и кружки рядом со словами въехала, съехала, объехала, подъехала. Рядом с кружками ребенок может рисовать и машинку.

В заключение выполняются звуковые и слоговые схемы слов.

Насекомые»

Цели. Учим ребенка разгадывать ребусы, вставлять пропущенные в слове буквы, обобщая их (согласные в слове насекомые). Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа.

Закрепляем знания по теме «Насекомые».

Ход игры . Ребенок разгадывает ребусы, комментируя ход своих рассуждений, записывает разгаданные слова (бабочка, стрекоза), выполняет звуковую и слоговую схемы разгаданных слов. Затем он обобщает названия отгаданных предметов (насекомые). Проанализировав недописанное справа слово насекомые, ребенок вставляет пропущенные буквы (Н, С, К, М), обобщая их как согласные.

В конце игры ребенок рисует знакомых ему насекомых.

Кто сел, а кто съел»

Цели. На примере слов села и съела закрепляем знания о функции твердого знака. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов с Ъ. Учим ребенка самостоятельно дописывать пропущенное в предложении слово, понятное по смыслу. Закрепляем навык составления небольшого рассказа по сюжетной картинке и умение заканчивать рисунок по точкам.

Ход игры. Ребенок заканчивает рисунок по точкам и объясняет, кого и что он увидел на нем. Затем ребенок читает и анализирует слова села, съела, выполняет их звуковые и слоговые схемы.

Взрослый поясняет, что эти два слова относятся к героям картинки. Ребенок придумывает небольшой рассказ по этой картинке, используя слова села, съела. Затем он читает и дописывает незаконченные предложения под картинкой, выполняет схемы этих предложений, выделяя в них предлог НА и союз И как «маленькие слова». Игру можно закончить раскрашиванием картинки.

Прочитай, допиши и запомни»

Цели. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв и различать буквы, схожие по написанию (Ь, Ы, Р, Ъ). Закрепляем знания о свойствах твердого и мягкого знаков.

Ход игры. Ребенок зачеркивает неправильно написанные буквы и называет правильно написанные. Затем ему нужно прочитать предложение и вставить пропущенные в словах буквы. Вспоминая функции твердого и мягкого знаков, ребенок объясняет смысл стишка. Затем он произносит его наизусть.


Обучение письму по прописям - задача школьного периода. Дошкольная подготовка руки к письму облегчит малышу этот трудоемкий процесс и будет способствовать выработке хорошего почерка.

Символы К, С, 3 обозначают цвет - соответственно красный, синий, зеленый.

Класс: 4

Тема урока: Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Задания со спичками.

Цель урока: продолжать развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей; выполнять логически-поисковые задания, которые учат проводить анализ и синтез, сравнение и классификацию; решать нестандартные задачи; формировать мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.

  • Образовательная задача
  • формирует мыслительные и исследовательские умения и навыки, обеспечивающие готовность младших школьников выполнять логически-поисковые задания.
  • Развивающая задача
  • ориентирует учащихся на формирование знаний в процессе закрепления изученного материала и решения логически-поисковых задач; учит сравнивать, классифицировать и анализировать нестандартные задачи.
  • Воспитательная задача
  • воспитывает мыслительные и исследовательские умения.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, наглядный материал (изографы).

Ход урока

I. Актуализация знаний.

“Мозговая гимнастика”:

  • качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычёркивает слегка изогнутую линию на груди (30 секунд);
  • “ленивые восьмёрки”: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками;
  • “шапка для размышлений”: “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза;
  • “зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки;
  • “стрельба глазами”: двигайте глазами вправо – влево, вверх – вниз по 6 раз.

II. Разминка.

  • Что растет вниз головой? (Сосулька)
  • Двадцать четыре часа, а иначе? (Сутки)
  • Какое время года “одевает” лес в листву? (Весна)
  • Как называется место, где деревья встречаются на каждом шагу, в котором чем больше углубляешься, тем больше дров? (Лес)
  • Через нее пропускают, чтобы получить фарш? (Мясорубка)
  • Что сбивают при простуде чаем с малиновым вареньем? (Температуру)
  • Сколько нужно съесть соли с человеком, чтобы узнать его как следует? (Пуд)
  • Именно им часто прижигают раны? (Йодом)
  • Какая главная денежная единица России? (Рубль)
  • Что вокруг избы не обнесешь? (В решете воду)
  • III. Развитие быстроты реакции.

  • Используя шифр, быстро найдите слова, спрятанные за этими цифрами.
  • А В Г И Л М Н О Р Т Я

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

  • Составьте как можно быстрее цепочку слов, вписав вместо пропусков буквы так, чтобы они
  • являлись окончанием предыдущего слова и началом последующего.

    РЫБА (К) ОМА (Р) АДА (Р) ОКО (Т) ОР (Ф) ЛА (Г) ОЛО (С) РО (К) ОРОВА

  • Прочитайте пословицу. Чтобы разгадать шифр, сначала надо дополнить предложения.
  • 1, 5, 8, 6, 9 – лучший друг человека. (Книга)

    В этом году была холодная 11, 8, 4, 9. (Зима)

    11, 9, 7, 10, 4 ты это сделал? (Зачем)

    Дети слушали сказку “1, 3, 2 в сапогах”. (Кот)

    (Кто много читает, тот и много знает.)

    IV. Логически-поисковые задания.

  • В слове “ДВОР” переставили буквы – и получилось слово “ОВРД”. Такая же перестановка была в слове “БОРТ”. Подчеркните, что в результате получилось. РОТБ, РОБТ, РБОТ, РТОБ, РБТО, РТБО.
  • Бабушка положила на одну тарелку 8 пирожков с мясом, на другую – 3, и на третью – 1. Помогите Свете переложить пирожки так, чтобы, когда пришли гости, на всех тарелках пирожков оказалось поровну. Перекладывать можно сколько угодно раз, но при каждом перекладывании разрешается брать пирожок только с одной тарелки и класть только на одну тарелку. Причём на тарелку можно класть лишь столько, сколько там есть.
  • Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении. Найдите общее определение к каждой группе из трёх существительных, например, хлеб, климат, подушка – мягкий.
  • V. Поиск закономерностей.

  • Вместо точек вставьте слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго, например, ВОК (ЗАЛ) ЕЖЬ.
  • ГОР (ШОК) ОЛАД КАР (ТОН) НА
    КАБ (ЛУК) ОШКО ТАМ (БУР) КА
    ЗА (БОР) ЕЦ БЕГЕ (МОТ) ОР
    ПО (ХОД) ОК ОБЫ (ЧАЙ) КА
    НА (РОД) НИК МЕ (ШОК) ОЛАД
    ТЕ (СТО) РОЖ КИПА (РИС) УНОК
    КУ (СОК) ОЛ УТКО (НОС) ОРОГ
    СО (КОЛ) ЕСО У (КОЛ) ЕСО
  • Прочитайте анаграммы. Какая по смыслу подходит к значку? Напишите рядом с вопросительным знаком.
  • VI. Веселая переменка.

  • Левой рукой как бы забиваете гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.
  • Руками массируйте мочки, одновременно делая носком тоже круговые движения.
  • Сядьте прямо на стуле. Дотроньтесь вначале левой рукой до правого уха, а правой – до левого. А теперь поменяем руки, переведем левую руку на правое плечо, правую – на левое; поменяли руки. Дотронулись до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени – талия – плечи – уши.
  • VII. Изографы.

    Используя изографы, отгадайте слова, которые спрятались на картинках. Из полученных слов составьте другие слова.

    1. ФОНАРЬ (Рис. 1): фон, нора, рано, ар, рань, ор.
    2. ЛУНОХОД (Рис. 2): ход, ухо, дух, худо, дуло, дол, лоно.
    3. ВЕРТОЛЕТ (Рис. 3): лето, тело, рот, отлёт, вол, вор, ров, лот, вето, ветер, торт, реле, ор.
    4. ЯБЛОКО (Рис. 4): як, блок, око, лоб, кол, Коля, Оля.

    VIII. Развитие пространственного воображения.

  • Раскрасьте многоугольник на рисунке в несколько цветов. Соседние должны быть окрашены в разные цвета. Постарайтесь обойтись как можно меньшим числом цветов.
  • “Задания со спичками”:
    1. Переложите одну спичку так, чтобы вместо мужского имени Толя, получилось женское имя.
    2. Из 13 спичек длиной по 45 мм каждая сложите так, чтобы получился метр.

    IX.

    Решение задач.

    “Учись решать, стараясь рассуждать”.

    1. В коробке синие, красные, зеленые карандаши – всего 20 штук. Из них синих карандашей в 6 раз больше, чем зеленых. Красных карандашей меньше, чем синих. Сколько красных карандашей? (Синих – 12, зеленых – 2, красных – 20-14=6 штук).
    2. В семье 2 детей. Через 2 года мальчик будет вдвое старше, чем он был 2 года назад. А девочка будет через 3 года втрое старше, чем 3 года назад. Кто старше? (НИКТО. По 6 лет).
    3. Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток – танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме? (0 часов).

    X. Итог урока.

    В ходе урока выполнялись логически-поисковые задания, решались нестандартные задачи, формировались мыслительные и исследовательские умения.

    Изограф - что это такое? Для чего используют этот инструмент? Всё по порядку и подробнее.

    Изограф - что это такое?

    Итак, вы услышали незнакомое название, и у вас появился вопрос о том, что оно означает. Этот инструмент имеет ручки с резервуаром для чернил, которые подаются через маленькую трубочку. Чаще всего им пользуются художники. Цена такого инструмента отличается от цены обычных ручек, но это того стоит, ведь линия, проведённая изографом, выглядит качественно и солидно. Такие приборы стали конкурентами обыкновенных перьев. Они намного функциональнее, ведь, в отличие от пера, не требуется постоянно носить с собой чернильницу! Линия у такого прибора одного диаметра, поэтому стоит приобрести ещё несколько таких ручек, но разных диаметров. В общем-то, изограф - это инструмент для чертёжных работ.

    Рапидографы - что это такое?

    Рапидограф и изограф различаются между собой. Конструкции этих приборов немного отличны, а вот линии те же самые. Точно это или нет, неизвестно, но, по слухам, рапидограф может рисовать на бумаге только перпендикулярно, а изограф - под наклонами. Многие утверждают то, что оба эти прибора могут рисовать на бумаге под наклоном.

    Зачем покупать такой дорогой чертёжный инструмент

    Покупать такой инструмент необязательно. Если вам удобно рисовать обыкновенными ручками, то рисуйте ими, здесь всё полностью зависит от ваших желаний и возможностей в финансовом плане. Единственное, что отличает рапидограф и изограф, так это то, что их чернила напоминают специальную тушь для рисования.

    Где можно приобрести

    Чертёжный набор можно купить даже для детей школьного возраста. Встретить эти удивительные наборы можно в магазинах канцелярских принадлежностей или в художественных специальных магазинах. Они так и называются - изографы для школьников. В канцелярских магазинах выбор таких чертежных инструментов обычно очень мал. Но не стоит отчаиваться! В интернете можно найти интернет-арт-магазины! В них-то вам точно удастся выбрать для себя наиболее подходящий изограф или рапидограф. Диаметр наконечника может быть совершенно любым, то есть таким, как вам хочется. Стоить такие наборы будут от 400 до 700 рублей. Если набор или инструмент оснащен чем-то ещё, то стоимость может быть и выше.

    Обращайте внимание на резервуары. Если вы выбрали инструмент со съёмным картриджем, то придётся дополнительно приобрести и специальную баночку для чернил.

    Что делать, если изограф сломался

    Эти инструменты очень капризны, но при этом ещё и дороги. Относиться к ним нужно бережно и аккуратно. В инструкции написано: обязательно прочищать каждый месяц. Поэтому, если вы хотите, чтобы изограф служил дольше, следуйте всем инструкциям. Не разбирайте изографы и рапидографы больше, чем дано в инструкции. Обратно вам точно не удастся их собрать! Заправляйте приборы только специально предназначенными чернилами. Если заправить изограф или рапидограф не теми чернилами или тушью, то инструмент испортится! Такие инструменты могут испортиться и сами по себе, особенно те, которые имеют тонкий стержень.

    Причины поломки чертежных инструментов

    Самая распространённая причина поломки таких инструментов - наконечник или металлическая нить искривились. Расположены они внутри инструмента на утяжелителе. Чаще всего они ломаются тогда, когда подвергаются сильным встряхиваниям. Починить в домашних условиях это не удастся. В этом плане рапидограф и изограф абсолютно одинаковы.

    Другая причина поломок - засохшие чернила на наконечнике. Оставлять инструмент без дела нельзя! Его нужно расписывать хотя бы раз в пять дней. Обязательно изограф и рапидограф должен быть закручен колпачком! Если вы собираетесь оставить инструмент надолго без работы, то перед этим тщательно промойте от чернил.

    Оформление чертежей при помощи изографов и рапидографов

    Зная, изограф - что это такое, нам можно узнать о чертежах, выполненных этим инструментом! Такие чертежи должны быть выполнены очень качественно и по всем требованиям. Изографы и рапидографы используют, соответственно, чтобы осуществить оформление чертежей по ГОСТ. Но что это такое? Такое оформление заключается в том, что каждая линия, проведённая таким инструментом, должна быть абсолютно ровной. Оформить чертёж по ГОСТу не удастся, если на руках вы имеете только изограф с наконечником одного диаметра. Чернила в таких инструментах должны быть обязательно фирменными и качественными, тогда чертёж получится правильным и по стандартам ГОСТа. Шрифт по ГОСТу должен быть стандартным!

    Чертежные инструменты

    Мы теперь знаем, изограф - что это такое. Также нам известны особенности такого инструмента и его функции! А при помощи других чертежных инструментов можно производить оформление чертежей по ГОСТ? Да! Например, как уже говорилось ранее, рисовать на бумаге можно и при помощи пера, как это делали в прошлых веках великие писатели, такие как Пушкин, Лермонтов, Толстой и другие. Чаще всего обычное перо изготавливалось из перьев утки, а для тонких брали перья ворон. Перья для письма и рисования значительно отличаются! Перо для рисования имеет широкий наконечник, а перо для письма - более тонкий. Отличить их будет нетрудно, так как у широких перьев кончик напоминает маленькую лопатку, а у тонких - копьё рыцаря средних веков.

    Помимо перьев, изографов и рапидографов, ещё используют металлическое перо, называется оно рондо. Используют такой инструмент для того, чтобы рисовать плакаты. Чаще всего такое перо помогает написать на бумаге каллиграфическим почерком и чертежным шрифтом. Такое перо действует как и обычная шариковая ручка, которая имеет линию одной толщины в любом месте! Но этот инструмент, как и всё вокруг, имеет сторонников и противников.

    Аналогом изографов и рапидографов считают линеры. Это хороший инструмент, который ещё и дешевле изографа. Линия, проведённая при помощи этого инструмента, будет ровной, на ней не будет каких-либо подтёков, которые заметны при работе с Но единственный минус и как раз отличие от дорогих и капризных изографов - это то, что линеры одноразовые. Да, использовать их можно один раз, а затем покупать этот инструмент нужно снова.

    Инструментов для чертежей очень много! Выбрать для себя самый удобный, правильный и необычный будет нетрудно. Вас никто не будет заставлять покупать самые дорогие инструменты для чертежей, такие как изограф или рапидограф. Ваш выбор будет зависеть только от вас самих. Возможно, вы приобретёте для себя изограф, и другие инструменты уже не будут вызывать у вас такие ощущения, как этот. А может, вам захочется писать или рисовать пером. Вы привыкнете к перу, и другие инструменты вам будут неинтересны. Как говорится, каждому своё! Вы сами решаете и выбираете для себя то, что вам хочется, поэтому заставлять покупать тот или иной чертежный инструмент никто вас не будет! При помощи любого инструмента вы сможете делать оформление чертежей по ГОСТ.

    Моё увлечение – изографы.

    Введение:

    Творчество - существенный элемент развития самосознания и самопонимания человека. В творчестве человек как бы преобразовывает окружающий мир под себя, и это помогает лучше понять его устройство. Главное в творческом мире – это желание создавать что-то новое, учиться, узнавать, пробовать, изучать самостоятельно. Тем самым формируется культура восприятия и чувств. В основе детского творчества в первую очередь лежит игра и желание не просто попробовать себя в чем-либо, но и ещё самоутвердиться, то есть доказать себе и окружающим: я это могу! А это основа успешности человека, вера в свои силы, что очень важно для каждого из нас. Чем больше мы верим в себя, тем легче учиться и мы становимся успешнее в учебе. Одним из инструментов развития творчества являются изографы, которые помогают развить воображение.

    Грамотность – это тот прочный фундамент, на котором строиться всё развитее личности. Быть грамотным очень важно в наше время. Умение грамотно писать, связано и логично излагать свои мысли является частью общей культуры человека. Людей ценят и уважают за их грамотность и знания.

    Одним из инструментов в умении грамотно писать являются изографы, которые развивают память, воображение и помогают логически мыслить.
    А можно ли при помощи изографов повысить свою грамотность? Будет ли рисунок из букв способствовать лучшему запоминанию словарных слов?

    В процессе работы была поставлена цель:


    • Выяснить, являются ли изографы помощниками при запоминании словарных слов.
    Задачи:

    • Собрать сведения по теме «Изографы».

    • Изобразить предметы при помощи букв, входящих в состав слова.

    • Провести словарный диктант для учащихся 3 классов: запомнить и записать словарные слова, выполненные в виде изографов и традиционным способом.

    • Сравнить степень усвоения слов, записанных в виде изографов и традиционным способом, сразу же после рассматривания и спустя 2-3 дня.
    В процессе исследования были использованы следующие методы работы:

    Информационно-поисковый метод (с помощью методической литературы, средств массовой информации (СМИ) и системы Интернет были найдены все понятия, были раскрыты все вопросы, связанные с темой моей работы);

    Творческий подход (изобразить слово буквами в виде рисунка);

    Эмпирический метод (применение своих творческих изобретений на практике, путем предложения их своим родственникам, сверстникам и начинающим школьникам);

    Теоретический метод (были сделаны определенные предположения и утверждения, которые привели к точным выводам, подтвержденными на практике).

    Работа проводилась в несколько этапов:

    Подготовительный – проявление интереса к понятию «изограф»;

    Творческий – составление изографов из разных слов;

    Практическое использование – предложение разгадать зашифрованные слова родственникам, своим сверстникам;

    Подбор информации по теме «Изографы» (с помощью методической литературы, СМС и системы Интернет были получены все ответы на вопросы по интересующей теме);

    Формирование определенных задач и целей в процессе работы;

    Эксперимент – предложение инструмента «Изографы» в изучении словарных слов русского языка в нашем классе и для начинающих школьников в первых классах

    Формирование выводов.

    Основная часть:

    На уроке логики мы увидели в рабочей тетради интересные рисунки – предметы, изображенные при помощи букв.

    Учитель нам сказал, что такие изображения называются изографами. Меня это заинтересовало, и я обратилась к справочнику - что же такое изограф. С удивлением узнала, что изографами называют художников-иконописцев. Изография (от греческого «изо-» «ίσος» - равный, от греческого «графия» - «γραφή»- писание) – точное воспроизведение каких бы то ни было письмен, а также коллекция снимков с подлинных писем, рукописей и подписей знаменитых людей. В Древней Руси слова изография и «изограф» использовались в значении слов «живопись», либо же «иконописание» и «иконописец».

    Кроме того, в современном мире словом «изограф» называется инструмент для чертежных работ. Инструмент выглядит, как капиллярная ручка. Используется архитекторами, художниками-графиками, картографами, инженерами, оформителями, дизайнерами.

    В нашем случае изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы.

    Я подумала, смогу ли я нарисовать предметы изографами. Для этого мной было рассмотрено много изографов. Мне стало интересно: как буквы могут составлять рисунок? Я брала слова и анализировала, смогу ли я его нарисовать буквами, входящими в состав слова. Получившиеся изографы предлагала разгадать своим родителям, а потом принесла в школу. Один из моих изографов очень долго разгадывал наш учитель с другими педагогами.

    Составление изографов заинтересовало и других ребят из нашего класса. Они нарисовали свои изографы. Каждый автор изографа гордо демонстрировал его, а остальные ребята пытались отгадать зашифрованное изографом слово. Здесь мы поняли, что изографы неинтересны, если картинка имеет большое сходство с предметом. Предмет можно сразу узнать и сказать слово, интерес к поиску букв «спрятанных» в изографе пропадает. На основе работ ребят нашего класса мы создали сборник изографов.

    Затем я обнаружила, что при помощи изографов легко запомнить буквы, входящие в состав слова. Это позволило предположить, что и другим ребятам тоже будет легко запомнить буквы. Я решила это проверить.

    Например, в картинке-изографе «ножи»

    на центральном месте буква «о», что автоматически исключает букву «а», а на узоре ручки ножа буква «и» и нет буквы «ы».

    А если в рисунке легче запомнить буквы, то почему бы не воспользоваться таким методом в орфографии?! Позже от учителя я узнала, что есть такой способ лучшего запоминания словарных слов. В Интернете я нашла «Словарные слова в изографах» (учителя Комаровой Л.Д.) и захотела проверить, правда ли, что словарные слова, изображённые изографами, запоминаются лучше слов, записанных буквами. Мы с учителем подобрали для учащихся третьих классов по несколько словарных слов-изографов и приблизительно равноценных им по сложности слов, которые ребята будут запоминать по буквам: остров, бабочка, трамвай, костёр – в изографах и автомобиль, троллейбус, океан, картофель – буквами.

    На основе полученных результатов я с помощью взрослых составила графики, демонстрирующие полученные результаты.

    В эксперименте участвовало 45 обучающихся.

    Кратковременная память:


    • без ошибок написали 9 обучающихся;

    • с ошибками в словах, изученных при помощи изографов - 12 обучающихся;

    • с ошибками в словах, изученных традиционным способом – 24 обучающихся.
    Долговременная память:

    • без ошибок написали 3 обучающихся;

    • с ошибками в словах, изученных при помощи изографов - 14 обучающихся;

    • с ошибками в словах, изученных традиционным способом – 28 обучающихся.
    Выводы.

    Таким образом, можно сделать выводы:


    1. При воспроизведении словарных слов сразу после изучения количество ошибок в словах, изученных с помощью изографов, в два раза меньше, чем в словарных словах, изученных обычным способом.
    2. При прошествии времени количество ошибок в словарных словах, изученных с помощью изографов, так же в два раза меньше, чем в словарных словах, изученных обычным способом.

    3. Словарные слова, изученные с помощью изографов, прочнее оседают в памяти, нежели словарные слова, изученные обычным способом.

    Заключение.

    Создавая изографы, мы овладеваем навыками самоконтроля и самооценки, развиваем умение вычленять последовательно звуки, буквы в словах. Таким образом, происходит обучение грамоте:

    а.) вырабатывается зрительное представление слова (рисунки предметов);

    б.) развивается зрительно-двигательная координация (всё соединяется в целое);

    в.) развивается зрительное внимание (ориентир на форму предмета);

    г.) включаются мыслительные операции;

    д.) стимулируется познавательная активность;

    е.) развивается зрительное восприятие в единстве с вниманием, мышлением, памятью и речью.

    Всё это способствует постоянному повторению грамматического материала, формирует определенный способ мышления, тренирует в звуковом анализе и синтезе.

    В дальнейшем я планирую все эти выводы и предложения подтвердить или опровергнуть, занимаясь составлением изографов со своими друзьями и одноклассниками.

    Список литературы.


    1. Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. «Изографы», Ставрополь, 1999г.;

    2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. «Энциклопедический словарь», 1890-1907гг.;

    3. Википедия, свободная энциклопедия;

    4. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь», 2000г.;

    5. Комарова Л.Д. Тренажёр: «Словарные слова в изографах», г. С-Пб, лицей №265, 2012г;

    6. Крысина Л.П. «Толковый словарь иностранных слов» - М: Русский язык, 1998г.;

    7. Ушакова Д.Н. «Толковый словарь»,1935г.;

    8. Чудинов А.Н. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», 1910г..