Как подготовить ребенка к появлению малыша. Как подготовить ребенка к появлению второго малыша

Как подготовить ребенка к появлению малыша. Как подготовить ребенка к появлению второго малыша

Уже при вынашивании малыша жизнь будущих родителей достаточно сильно меняется, наполняется новыми хлопотами и заботами. А после рождения ребенка всевозможной суеты станет еще больше, а времени на хождение по магазинам и решение многочисленных проблем - на порядок меньше. Поэтому обстоятельная подготовка к появлению нового члена семьи крайне важна. Именно она впоследствии облегчит вам уход за ребенком в первые месяцы после его рождения и поможет избежать конфликтов между новоиспеченными родителями.

Покупка одежды

Решая, с чего начать подготовку к радостному событию, многие отдают предпочтение покупкам. Вашему будущему сыночку или дочурке однозначно понадобится одежда хотя бы на несколько первых месяцев после появления на свет, когда возможности ходить по магазинам у вас не будет. Подбирая гардероб малыша на это время, необходимо учитывать следующее:

Детки очень быстро растут. Ваш ребенок будет вырастать примерно на 10 см каждый месяц. Это значит, что с количеством покупаемых младенческих одежек не стоит перебарщивать - иначе вы не успеете распаковать многие обновки до того, как малыш из них вырастет.

  1. Покупая одежду, учтите особенности климата вашего региона в тот период, когда долгожданное пополнение должно появиться на свет. Если ребенок родится ранним летом, то утепленные комбинезончики, маечки и штанишки «младенческого» размера ему не понадобятся.
  2. Не забудьте об особенностях ухода, который планируете обеспечить своему ребенку. Так, если вы предполагаете пеленать младенца, то лучше приобрести побольше маечек, если же предпочитаете подгузники - наиболее уместными будут боди и комбинезоны.
  3. При выборе каждой вещи оценивайте, насколько удобной она будет для вашего карапуза. Нередко в магазинах можно встретить одежки, к примеру, со слишком узкими отверстиями для головы, которые будет неудобно надевать на малыша. Распашонки должны быть широкими, по возможности - с небольшими плоскими пуговками.
  4. Кожа младенца крайне чувствительна. Поэтому отдайте предпочтение изделиям, на 100% состоящим из натуральных материалов (хлопка, фланели, ситца, шерсти). Когда ваш ребенок подрастет, ему можно будет покупать одежду с добавлением синтетики, но в самом раннем возрасте от экономии на материале стоит воздержаться.

Косметика для ухода и лекарства

Младенец рождается, по сути, стерильным человечком. А во внешнем мире его поджидает огромное количество бактерий, к которым его организм привыкает постепенно.

Поэтому новорожденному гигиенический и косметический уход нужен гораздо чаще, чем взрослому человеку. Вот что нужно подготовить для обеспечения этого ухода:

  • жирный детский крем;
  • детскую присыпку;
  • крем от опрелостей;
  • детский массажный крем;
  • бинт, стерильные салфетки, пластырь;
  • памперсы;
  • вату, ватные палочки;
  • детское мыло, хозяйственное мыло, специальный порошок для стирки детских вещей;
  • перекись водорода, йод, зеленка;
  • марганцовку (многие купают новорожденных в ее слабом растворе до тех пор, пока пупочная ранка не заживет окончательно);
  • клеенку;
  • пипетки с тупыми концами (для закапывания лекарств в нос, уши при возникновении такой необходимости);
  • небольшую грелку (не электрическую, она понадобится для уменьшения болей в животике);
  • назальный аспиратор (его используют для удаления выделений из носика);
  • жаропонижающие средства в жидкой форме или в виде свечей;
  • глазные капли, капли от насморка;
  • «Дентол», или «Калгель», или «Камистад» (гели, которые помогут уменьшить боли при прорезывании зубов у малыша);
  • лекарства от диареи;
  • активированный уголь.

Это примерный список основных средств по уходу и лекарств, без которых, вероятнее всего, не удастся обойтись в первые месяцы жизни ребенка. Естественно, при ожидании двойни необходимо подготовить все эти средства в увеличенном объеме. Те составляющие списка, которые будут необходимы для ухода за малышом каждый день, необходимо расположить в легкодоступном месте. Те же средства, которые понадобятся лишь при возникновении каких-либо проблем с самочувствием малыша, можно убрать подальше, чтобы они вам не мешали. Особенно это касается лекарств, которые лучше хранить в холодильнике.


Покупка коляски и автокресла

Коляска - это самая необходимая крупная покупка для карапуза. В ней обязательно должна быть комфортабельная, теплая, мягкая люлька, а также возможность обеспечить малышу удобное сидячее положение по мере взросления, сумка для мамы, корзина для продуктов. В первую очередь при выборе необходимо думать о комфорте малыша, но об удобстве для себя забывать не стоит. Ведь именно вам предстоит многие часы «путешествовать» с ребенком по улочкам, дорогам и тропинкам, используя купленную коляску.

  1. Изделие должно иметь возможность защитить кроху от дождя, ветра, яркого солнца, снегопада. Если в вашей местности состояние тротуара оставляет желать лучшего - то лучше предпочесть коляску с большими широкими колесами и хорошей амортизацией.
  2. Если вы водите машину, то обязательно нужно приобрести автокресло. В первые месяцы, когда малыш еще не может сидеть, от поездок на авто все же придется воздержаться, но потом ездить с ребенком необходимо только с использованием автокресла. Оно убережет его от синяков и ушибов, если вам, к примеру, придется прибегнуть к экстренному торможению. А в более сложных ситуациях оно и вовсе может спасти карапузу жизнь.
  3. Покупка кроватки
  4. Если у вас нет возможности выделить будущему ребенку целую комнату и полностью погрузиться в приятный процесс ее подготовки - не беда, поначалу малышу будет достаточно всего лишь удобной кроватки. Расположить ее лучше в той части квартиры или дома, которая выдержана в спокойных, умиротворяющих тонах. Маленькие детки еще не способны на формирование каких-то вкусовых пристрастий, однако чувствовать, какое воздействие на них оказывает тот или иной цвет, они очень даже могут.
  5. Самый главный элемент детской кроватки - это матрац. Не стоит отдавать предпочтение матрацам старого типа, набитым ватой, поскольку она достаточно быстро утрамбовывается и меняет форму. Матрац детской кроватки должен быть ровным и упругим, чтобы сохранять эту ровную форму на протяжении многих месяцев и даже лет. В последнее время самыми подходящими наполнителями для таких матрацев считаются водоросли и щетина. При выборе появятся еще несколько нюансов, которые нужно знать:
  6. Хотя достаточно долго лучшей детской кроваткой считалась деревянная, современные педиатры не имеют ничего против металлических изделий. Главное - чтобы на тех участках конструкции, которые карапуз может попробовать грызть при появлении зубиков, не было лаковых или других покрытий, выполненных из токсичных материалов.
  7. Оптимальное расстояние между прутьями, установленными в боковой части кроватки - от 7 до 8 сантиметров. Это не чересчур частые прутья, благодаря чему между ними вряд ли застрянет ножка или ручка любопытного ребенка, но и не слишком редкие, то есть просунуть через них свою головку малыш не сможет.
  8. Никаких острых углов, выступов или задвижек, об которые карапуз может поранить свои пальчики, на кроватке быть не должно.
  9. Обратите внимание на модели с двумя уровнями дна. Это не необходимость, но весьма неплохое условие для вашего комфорта и удобства ребенка. Поначалу вы можете укладывать малыша, расположив дно кроватки на более высокий уровень, а когда он подрастет, начнет активно исследовать мир и пытаться вылезти, можно будет переместить ложе на более низкий уровень.
  10. Не обойдите своим вниманием изделия со съемной стенкой. Этот несложный механизм способен значительно упростить вашу жизнь. Так будет легче уложить уснувшего малыша, а при необходимости - и вовсе придвинуть конструкцию к кровати родителей, имея возможность в любой момент дотянуться до ребенка.

Другие важные покупки

Одежки, косметика-лекарства, коляска и кроватка - это ключевые моменты подготовки к долгожданному пополнению, но ими ответ на вопрос, что купить в преддверие рождения малыша, не исчерпывается. Так, не будет лишним позаботиться также о приобретении следующих вещей:

Стульчик для кормления

Педиатры советуют начинать использовать его сразу же после того, как карапуз научиться сидеть. Конечно, при большом желании можно обойтись и без стульчика, но это будет весьма неудобно как для вас, так и для самого ребенка.

Ванночка и кувшин

Примерно до полугодовалого возраста ребенка необходимо купать в собственной небольшой ванночке (это не только правильно с точки зрения гигиены, но и гораздо более удобно, чем мыть миниатюрного карапуза во взрослой ванне). Также понадобится кувшин емкостью порядка полутора-двух литров, чтобы обливать ребенка после ванных процедур. И ванночку, и кувшин лучше предпочесть из легкого и удобного пластика.

Приспособления для кормления малыша

Если вы предполагаете кормить ребенка грудью, то большинство из них не понадобится. В случае же кормления смесью понадобится приобрести стерилизатор, специальные стаканы-непроливайки. Также не лишним будет нагрудник, несколько сосок и бутылочек.

Термометры

Вам достаточно часто придется измерять температуру тела самого карапуза и температуру воды, в которой вы собираетесь его купать. Дополнительно можно приобрести термометр для измерения температуры воздуха в комнате, где находится карапуз.

Маленькая клизма с резиновым наконечником

Увы, в первые месяцы жизни вашего мальчика или девочки он/она будет нередко страдать от проблем с животиком. Пищеварительная система младенца работает еще не на полную силу, и вздутие, газики и тому подобные симптомы запора наблюдаются у него весьма часто.


Похожие посты

Как подготовить малыша к появлению второго ребенка

Итак, у вас будет еще один ребенок. Однако одно лишь решение родителей не определяет всех событий, поскольку в семье есть еще один человек – сын или дочь, мнение которого тоже необходимо учитывать. Деткам, которых в семье двое-трое, гораздо легче адаптироваться к появлению «нового» ребенка – они это уже проходили. А вот для первенца задачка будет не из легких, поэтому большинство вопросов, которые будут рассмотрены в этой главе, касаются именно взаимоотношений «номера первого» и «номера второго».

Самое главное, чего хотят родители, – это чтобы с появлением младшенького старшие братик или сестренка стали ему другом, примером и защитником, а для родителей – союзником и единомышленником, а не оппозиционером.

Однако на практике все бывает порой совсем не так: ревность, капризы, ссоры, жалобы, «шкоды», наказания – словом, все как у взрослых: «скандалы, интриги, расследования»… Почему же так происходит? Видимо, потому, что мы забываем: тот факт, что детей связывают кровные узы, вовсе не является гарантией привязанности и дружбы между братьями и сестрами. Чтобы родственные чувства расцвели, их необходимо бережно и кропотливо выращивать, удобрять терпением и поливать любовью.

Как это делать правильно? Попробуем разобраться.

Итак, во-первых, постарайтесь сделать ваше решение о рождении второго ребенка общим задолго до самого события. Сообщите, что вы ждете малыша, расскажите, как это здорово – иметь брата или сестру и быть при этом Старшим, поделитесь подробностями младенчества самого первенца: как вы с нетерпением ждали его, как ухаживали за ним, как играли, как много времени проводили вместе. Все это – профилактические меры для того, чтобы снять возможный высокий градус ревности («с мелким все возятся, а Я???»), а еще – чтобы сын или дочка настроились на правильную волну приятия нового существа и провели параллель с самим собой – «я тоже был в этой роли». А вот как точно не стоит поступать – так это задавать вопрос: «Хочешь ли ты младшего братика?» Велика вероятность получить ответ «нет» – и что будете с ним делать?

Во-вторых, старайтесь включать первенца во все бытовые приготовления: вместе со старшим можно отправиться выбирать кроватку, коляску, одежки и игрушки для малыша, при этом активно советуйтесь – что нравится ему самому, что хотелось бы иметь, будь он таким маленьким? Этим вы натренируете навык «влезть в шкурку» младшего брата или сестренки, поставить себя на его место – такое умение много раз понадобится старшему в будущем. Кстати, во время шопинга не забудьте купить что-нибудь и старшему, иначе ему будет обидно, и в сознании может закрепиться негативное: «Ему все, а мне – ничего!»

В-третьих, постарайтесь максимально доступно и сообразно возрасту подробно рассказать старшему, как поживает еще не родившийся малыш, что он чувствует в животе у мамы, как можно с ним пообщаться (погладить, поговорить, дать послушать музыку). Инициатива старшего сделать малышу подарок (в виде рисунка, к примеру) должна только поощряться! Заранее настроенный на такую волну, старший ребенок куда легче адаптируется к появлению маленького, чем если поставить его перед фактом непосредственно перед рождением. Совершенно неправильно на протяжении всей беременности делать вид, что ничего особенного не происходит, потому что дети – существа очень чуткие и сообразительные, они все равно уловят изменения, поймают своеобразный «ветер перемен», а в ситуации, когда эти перемены неясны и остаются без объяснений, малыши склонны видеть в них негатив, поэтому если что-то назревает, а взрослые это скрывают – то точно ничего хорошего ждать не приходится.

В-четвертых, не вносите кардинальных перемен в жизнь старшего ребенка прямо накануне появления маленького: не стоит в это время отдавать старшего в детский сад, затевать большой ремонт и переселять его в другую комнату – в детском сознании все эти неприятности крепко увяжутся с «пришельцем»: «Все из-за него!» Ясно, что многое из перечисленного – необходимость, но лучше сделайте все заблаговременно.

В-пятых, не вводите первенца в заблуждение относительно того, что такое новорожденный малыш, рассказами вроде: «У тебя появится друг/подружка, с которыми можно играть», – ведь детки дошкольного возраста понимают все буквально, и появившийся в доме «сверточек» – то плачущий, то спящий – порядком разочарует первенца: «С кем играть-то? Он же ни ходить, ни говорить не умеет! Обманули…» Так что лучше расскажите старшенькому, как нужно ухаживать за малышом, что делать можно и чего – не нужно, а главное – объясните, что малыш будет сначала маленьким беспомощным существом, которому очень нужна будет забота, – зато в благодарность это существо крепко и на всю жизнь полюбит тех, кто будет любить его.

Ну и в-последних – долой «принуждения к миру». Не заставляйте старшего любить малыша! Делается это обычно при помощи выражения «ты должен» – но это «должен» способно отравить любые искренние попытки старшего полюбить младшего, потому что «должен» – прямой антипод «хочу», и означает оно «не хочешь, а придется». Вспомните старую пословицу: «Насильно мил не будешь», – поэтому не давите. Если все остальное вы делаете правильно, теплое чувство к маленькому придет само. Ну а если нет, то слово «должен» – все равно не та кнопка, нажатием на которую «включается» любовь. К тому же, если мы еще и запрещаем детям высказывать негативные чувства в адрес сестер или братьев, то тем самым даем понять, что чувства эти для нас ничего не значат, – как и те, кто их испытывает…

Итак, общая концепция, думаю, ясна. Тем не менее, существует определенная разница в подходе – в зависимости и от пола, и от возраста старшего ребенка.

Если первенец – мальчик, сделайте ставку на рыцарство: старший сын может помочь маме, защитить ее от трудностей, подставить свое плечо. В этом случае чрезвычайно важен пример отца, поскольку мальчик будет вести себя таким образом только в случае, если и папа не пытается быть мачо, а ведет себя как настоящий мужчина – сильный, разумный и заботливый.

Если у вас девочка, то лучше сделать ставку на природное стремление существ женского пола (вне зависимости от возраста!) заботиться о младших и нянчить их. Это естественная модель поведения для девочки, поэтому нередко дочки становятся отличными помощницами: ведь возиться с малышами – ее естественная потребность, а чтобы простимулировать процесс, скажите малышке, что она ведет себя как истинная женщина и станет прекрасной мамой в будущем.

Относительно помощи как сестричек, так и братиков важно запомнить вот что:

Заставлять помогать нельзя. Можно попросить, можно поощрять все «правильные движения души», но не принуждать и не приказывать, иначе в ответ родятся только протест и неприятие. Помните: ожидая от ребенка доброты – ее и получаем, ожидая лишь неприятностей – можно не сомневаться, что они и последуют;

Принимайте любую помощь, даже если она поначалу кажется вам неуклюжей. Нет верней способа отбить охоту помогать, чем постоянно отвергать «неудачные» попытки ребенка. Принес не тот крем? «Спасибо, котенок, но это мне будет нужно позже. А пока принеси мне другое». Выбрал не ту баночку с питанием? «Это вкусное пюре, можешь полить им свое мороженое. А малышке дай не сливовое, а яблочное». Напугал братика, пытаясь поиграть? Поиграйте все вместе, своим примером показывая, как лучше. А вот если в ответ на инициативу обычно «дают по рукам», энтузиазм старшенького быстро зачахнет (а мама будет удивляться и обижаться: «Эх, пользы от тебя никакой!»). Поэтому не отвергайте помощь и цените ее, ведь это не только проявление доброты, но и первые признаки взросления старшенького. Теперь поговорим о возрастных особенностях. Возраст первенца также важен, поскольку то, что понятно школьнику, сложно объяснить двух-трехлетнему малышу. Поэтому, если старшему ребенку меньше 2 лет, вы, естественно, можете рассказать о предстоящем рождении маленького – но особенно рассчитывать на понимание не стоит. Дети такого возраста не умеют управлять своими чувствами и остро переживают появление в доме «соперника», который отнимает все внимание родителей. Отстаивая свое право на внимание, они нередко «регрессируют», пытаясь снова сосать грудь или соску, писаясь по ночам или залезая в коляску новорожденного. Если такое поведение вскоре проходит – значит, родители успешно справились с ситуацией, если же закрепляется надолго – лучше всего пройти курс семейной терапии у психолога.

Старший по отношению к младшему испытывает крайне противоречивые чувства: это жгучая смесь любопытства, ревности, нежности и обиды, желания поруководить и поиграть, поэтому главное здесь – чуткость и понимание.

Если старший ребенок – дошкольник в возрасте от 3 до 6 лет , то под основной своей задачей вы должны понимать формирование эмоциональной привязанности между детьми. Скажите старшенькому, что малыш его уже любит: улыбается ему, ищет его глазками, пытается с ним «поговорить» на своем языке. Старайтесь привлечь старшего к посильной помощи под тем предлогом, что забот у мамы стало больше, а он уже достаточно взрослый, чтобы помочь. Таким образом вы решаете одновременно две важные задачи: разгружаете себя и даете понять первенцу, что он – взрослый. Кроме того, постарайтесь сделать так, чтобы старший ребенок не был зациклен только лишь на вас: чем шире круг его общения и больше интересных дел вне дома (кружки, друзья, увлечения), тем легче дается ему появление в доме малыша.

Ну а если старший ребенок уже школьник (более 7 лет) ? В этом случае главное – помнить, что у него уже должно быть личное время и пространство, и его интересы нужно уважать. Ни в коем случае нельзя превращать старшего в няньку для малыша – это лучший способ взрастить неприязнь между детьми – впрочем, мы уже об этом говорили. В принципе, природа играет в вашу пользу: как уже отмечалось, именно в этом возрасте интересы старшего ребенка уже лежат вне дома и родительской семьи (в школе и коллективе ровесников). С радостью и благодарностью принимайте любую помощь и проявления приязни, но не заставляйте любить и заботиться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Когда малыш находится в коллективе, попадает в непривычные для него условия, он приобретает умения и развивает полезные качества:

  • Он узнаёт новое, смотрит на окружающий мир, пытается освоить все, что ему предлагают воспитатели и друзья.
  • Учится самостоятельности и ответственности за свои поступки, начиная понимать, что мама не всегда будет рядом, и ему нужно самому уметь переодеваться, кушать ложкой, заявлять о своих желаниях, например о походе в туалет.
  • Находит новых друзей и товарищей. Приобретает незаменимый навык общения со сверстниками. Учится отстаивать свои права и выходить из ситуации мирным путем. Получает понятие о справедливости и честности, когда за поставленный синяк обидчик несет наказание. А один горшок на двоих и откусанная с двух сторон сладость может стать началом крепкой дружбы.
  • Избалованный родителями ребенок получает необходимое развенчание уверенности, что весь мир крутится возле него.
  • Понимает, что каждый его успех – причина неподдельных восхищений взрослых и уважения сверстников.
  • Дошколенок обретает место, где ему можно выплескивать накопленную энергию, кричать и играться, заниматься физкультурой, бегать, прыгать и веселиться, что не всегда удавалось сделать в квартире.
  • Воспитатели формируют правильный режим дня, что положительно отражается на подготовке к школе.

Садик - это важная веха в жизни малыша. Именно в этот период родителям необходимо отказаться от греющего душу «мы» и перейти на «он» или «она», дать возможность своему чаду расти и развиваться своим путем. А если вы переживаете, что связь с близкими может быть потеряна, займитесь воспитанием семейных ценностей. Необходимо с детских лет прививать уважение к своим корням. Для этого нужно знать свою фамильную историю. Создать родословное древо, узнать подробности жизни прародителей и интересные истории из их биографии поможет Дом Родословия. Сотрудники компании помогут в создании семейной книги , в которой будет содержаться информация о вашем роде. Они предлагают специальные услуги – создание герба вашей семьи и получение именного диплома. Воспитание таких идеалов, как семейная гордость и крепкие узы родства, заложит прекрасный фундамент в общем развитии юного наследника.

С чего начать подготовку ребенка к садику

С выбора дошкольного заведения и получения в нем места.

Для этого необходимо учитывать следующие моменты:

  • Расстояние до дома. Необходимо ориентироваться не только на близкое расположение, но и на то, где проходит маршрут. Если у вас есть возможность ездить в садик на личном транспорте, то нужно учитывать количество пробок в среднем, наличие парковки и возможность доехать на автобусе, если с машиной что-то произошло. Если вы планируете завозить сына или дочку перед работой, будет актуально найти сад по пути, чтобы не возвращаться в другую сторону. В случае поездок на общественном транспорте выбирайте сад, до которого ходит большое количество маршрутов, чтобы долго не стоять зимой на морозе в ожидании. А если у вас есть возможность выбирать между садиками возле дома, то обратите внимание на тот, по пути к которому наименьшее количество автомобильных дорог – возможно через время вы доверите отвести малыша старшему брату или бабуле, тогда вы будете уверены в их сохранности.
  • Квалифицированные педагоги и нянечки. Коллектив воспитателей нужно подобрать тщательно. Отдавать свое чадо в чужие руки резонно, когда они принадлежат профессионалу своего дела. Обратите внимание на отзывы родителей, внимательно отнеситесь к разговору с директором, задайте вопросы об образовании и опыте персонала. Отдавайте предпочтение воспитателям среднего возраста: совсем молодые девочки еще не набрались должного опыта, а преклонный возраст может аукнуться замедленной реакцией или пережитками Советской эпохи.
  • Свежая мебель и обустроенные площадки для игр. В этом месте ваш ребенок будет проводить по полдня, поэтому обратите внимание на то, чтобы у него были хорошие условия: теплое и хорошо проветриваемое здание, качественные кровати, столы, стулья, обширный игровой инвентарь.
  • Специализация детского садика. Существует много заведений дошкольного образования, которые профилируются на детках с плохим зрением, проблемами с ЖКТ или другими заболеваниями. Если вас это касается, то в таком месте вас порадуют специалисты с профессиональными навыками общения с такими детишками.

Памятка для подготовки ребенка к детскому саду

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, необходимо обратить внимание на многие аспекты.

Необходимые процедуры:

  • Укрепить здоровье малыша, чтобы он не слег с простудой после первой учебной недели.
  • Помочь выработать режим дня, чтобы ему легче жить по правилам коллектива.
  • Подготовить маленького члена общества к самостоятельности. Если он не умеет кушать и одеваться сам, ему будет очень тяжело первое время.
  • Самая трудная задача – сформировать психологические навыки. Резкая перемена образа жизни – это стрессовая ситуация для каждого человека, в юном возрасте она тяжела вдвойне. Кроха должен быть готов войти во взрослый мир.

Перед тем как подробно уделить внимание каждому пункту, узнаем, что может произойти, если не будет подготовки ребенка в садик. В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:

  • Снижается или вовсе пропадает аппетит.
  • Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
  • Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
  • Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут пропасть.
  • Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
  • Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
  • Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
  • Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства: гнев, возбуждение, раздражение.

Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.

В каком возрасте нужно начинать подготовку в детский сад

Детские психологи считают оптимальным возрастом 2,5 – 3 года. К этому моменту вырабатываются навыки общения, осознается разница между сверстниками и старшими, появляется готовность принимать авторитет воспитателя. На этот же период приходится пик любознательности и активного познания мира, дошкольное заведение поможет утолить жажду новых знаний и получить необходимые навыки социального общения. Но не у всех мамочек есть возможность сидеть в декретном отпуске несколько лет, поэтому они принимают решение отвести малыша в дошкольное заведение раньше.

Если вы идете в садик уже в 1,5 – 2 года, то необходимо подготовить ребенка как следует, нельзя надеяться на самостоятельную легкую адаптацию. Нужно учесть, что в этом возрасте привыкание будет идти дольше, поэтому нужно запастись терпением и маленькими шажками идти к цели. Также особенностью возраста является то, что детки хоть и обладают некоторыми навыками общения, но скорее являются внимательными слушателями чем активными собеседнику, поэтому акцент нужно сделать на устных рассказах. Чаще рассказывайте о том, как там хорошо, как много игрушек дают воспитатели, как много ребятишек, с которыми можно играть. Остальные советы остаются прежними.

Как правильно подготовить ребенка к детскому саду в период адаптации

Закаливание

Этот термин в педиатрии отличается от процедур для взрослых людей. Не стоит спешить растирать снегом малыша. Чтобы укрепить его здоровье, необходимо лишь понемногу расставаться с привычкой укутывать свое чадо в три одеяла. Для начала, можно оставлять форточку в детской комнате приоткрытой даже в прохладное время.

При этом нужно соблюдать ряд условий:

  1. Спать нужно под теплым одеялом.
  2. Дверь должна быть прикрыта, чтобы не было сквозняка.
  3. Во время болезни и до момента полного восстановления иммунитета проветривание можно проводить только в пустой комнате.

Хорошо отразится на ребенке умывание прохладной водой. Снижать температуру нужно постепенно, пока отметка не достигнет 17° – 18°. Эта же цифра оптимальна для обливаний после принятия ванны. Пусть малыш купается в привычной температуре, но перед тем, как вечерняя процедура завершена, облейте его из ковшика более прохладной водой.

Займитесь физической подготовкой: водите его в бассейн, приучите к утренней зарядке, делайте ему массаж. Ежедневно устраивайте долгие прогулки на свежем воздухе и активные игры. Зимой играйте в снежки и катайтесь на горке, а летом – загорайте вместе и купайтесь в открытых водоемах. Основным правилом для каждой процедуры является постепенность. Начинайте прививать каждую привычку с нескольких минут, затем увеличивая время.

Режим дня

Большой проблемой для ребенка является вырабатывание привычки дневного сна и принятия пищи по часам. Помогите ему и сделайте это заранее, постепенно. Организуйте в семье ранний подъем, чтобы было легче собираться по утрам, для этого ложитесь не позднее 21-00. После пробуждения отведите малыша на горшок, чтобы пищеварение также подстраивалось под график. Этому также будет способствовать обязательный прием пищи в установленное время. Для этого вам нужно будет организовать в первую очередь себя – ваше чадо всегда оглядывается на старших. Труднее всего обстоит с дневным сном. Чтобы уложить непоседу в постель, нужно активно провести время до обеда, играть в подвижные игры, чтобы усталость взяла свое. Со временем организм сам будет контролировать внутренние часы.

Самостоятельность

В утренний ритуал умывания и сборов на прогулку должен быть максимально вовлечен малыш. Не нужно обращаться с ним как с куклой. Позвольте сделать ему выбор, какого цвета колготки сегодня надеть, это развивает его веру в собственные решения. Сюда же относится умение аккуратно кушать ложкой и вилкой, при этом не играя с едой. Приучите его пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, а также сморкаться в платочек. Все эти навыки спасут его от сложностей в коллективе.

Психологическая адаптация

Трудно бывает расставаться с мамой. Чтобы это проходило безболезненно, оставляйте иногда его на несколько часов с родственниками или с подругой, у которой есть сын или дочка по возрасту близкие к вашему малышу. В 2 года как физически, так и морально подготовить ребенка к садику труднее, так что нужно делать это поэтапно. Поэтому не спешите оставлять его в первый день на долго. Для начала посмотрите вместе с ним, как играют дети: посидите в стороне, пока он будет на прогулке или в песочнице. Затем постепенно оставляйте его на 2, 3, 4 часа, пока он не почувствует себя защищенным в новом пространстве.

Когда уходите, делайте это быстро, не нужно долгих прощаний, это наводит на мысль о длительном расставании. Не показывайте свой собственный страх. Если вы не доверяете воспитателям, ребенок это почувствует и сам станет бояться. Обязательно обсуждайте с малышом каждый день, делитесь положительными моментами, хвалите за успехи, показывайте, что вы гордитесь им. Узнавайте о его переживаниях, помогайте советом, как избежать проблем, покажите, что вам не все равно.

Важно поддерживать родственную связь. Рассказывайте ему о крепких узах, которые связывают его с мамой, папой, бабушками и дедушками. Делитесь историями, в которых он – неотъемлемая часть. Займитесь чем-то общим, например, составлением генеалогического древа, где он является центром, к которому протягивают ветви близкие и дальние родственники. Компания «Дом Родословия» поможет вам в этом. Она предоставляет услуги по созданию фамильной книги , в которой будут объединена вся ваша семья с ее богатой историей. Вам будут предоставлены архивы и оказана помощь при работе с ними. Вместе с малышом можно познавать тайны прошлого своей фамилии, это объединяет и не дает ему почувствовать себя оставленным.

Детский сад – это важный период жизни ребенка, помогите пройти ему адаптацию безболезненно и приятно, тогда каждое утро он будет с улыбкой собираться к своим друзьям.

Роды в радость

Загадочный ПДР

Вы аккуратно отмечали недели беременности в календаре и теперь с трепетом ожидаете заветного предполагаемого дня родов (ПДР). «День икс» может не точно совпадать с календарным числом. Обычно считают плюс-минус 14 дней, хотя бывают роды и на 38-й неделе (особенно у мамочек, ожидающих второго и последующих детей). Случаются «запоздалые» роды, то есть после 42-й недели. Иногда причина тому - неверные расчеты акушера-гинеколога. К этому стоит подготовиться мамам детей-погодков, у которых не наладился менструальный цикл. В данном случае УЗИ - наиболее объективная и действительно оправданная процедура . С его помощью врач проверит зрелость плаценты, посмотрит внутриутробное развитие ребенка.

Предвестники родов

За несколько дней до родов женщина может чувствовать определенные симптомы − предвестники родов. У ожидающих первенца они могут начаться за пару недель до ПДР. Самый явный признак - это тренировочные схватки . Они могут напомнить схватки Брекстона-Хикса (легкое напряжение мышц матки от 30 секунд до пары минут), которые вы время от времени стали ощущать со второго триместра беременности.

Опущение живота - первородящие женщины почувствуют легкое дыхание и внешне станет заметно, что живот опустился ниже . Это происходит в момент, когда кроха «вписывается» в тазовые кости, и головка чуть уходит под лобковую кость. Если вы ляжете на живот и аккуратно прощупаете область внизу живота, то без труда сможете определить, «ушла» головка ребенка или все еще находится выше лобковой кости.

Есть много психологических предвестников, когда перед родами хочется завершить все дела по хозяйству. Например, завершить ремонт в квартире или купить новый тазик для стирки. Рожениц тянет к близким друзьям. А некоторые отчаянные беременные собираются ехать в другой город навестить родственников. Кто-то покупает приданое для новорожденного. Верующие люди считают, что перед родами беременная должна очиститься: сходить в церковь исповедоваться и причаститься, попросить прощения у родных и близких. А главное, освободиться от тревог и отпустить свои тяжелые мысли. Тогда и роды обещают быть легкими.

Помню, как перед первыми родами я отчаянно пыталась встретиться с мамой, чтобы подарить ей букет нарциссов. До мамы я так и не доехала, зато во время родов наслаждалась чудесным благоуханием цветов.

Доверьтесь природе и постарайтесь заранее подготовить мужа, чтобы его не смущали ваши немного странные желания перед родами.

Момент настал!

Схватки идут одна за другой, промежуток между ними все уменьшается. И вот он уже составляет порядка двух минут. Ура, началось! Если вы еще не в родильном доме, теперь самое время туда отправиться с заранее подготовленной сумкой со всеми необходимыми вещами . В случае домашних родов, желательно, чтобы в это время акушерка была рядом с вами . Обратите внимание, что не всегда воды отходят перед началом схваток. Бывает, что малыш рождается «в рубашке», т.е. околоплодный пузырь прорывается в момент появления головки. Если вы практиковали йогу во время беременности, то схватки - прекрасная возможность встать в позу кошки или плавно покрутить тазом. Закройте глаза, следите за дыханием , чем медленнее и спокойнее ваши движения, тем продуктивнее они для родов. Некоторые женщины хорошо определяют момент перехода схваток в потуги. Потуги могут напомнить вам толчок снизу вверх или оргазм , для кого-то потуги сравнимы с подташниванием или позывами в туалет по-большому. Если есть желание и возможность, можно отправиться полежать в теплой ванне с морской солью. Возможно, вам захочется встать на колени и лечь грудью на гимнастический мяч. Во время потуг очень хорошо плавно покачиваться вперед-назад. Это помогает малышу совершать нужные развороты, проходя по родовому каналу. Но эти советы пригодны только для тех, у кого нет противопоказаний и родовых паталогий.

В момент, когда появится головка ребенка, надо прекратить все движения и постараться еще больше расслабиться. На вдохе вы будто подтягиваете малыша на себя, а на выдохе плавно опускаете все ниже и ниже. Не переживайте, если головка крохи будет несколько раз появляться и вновь исчезать. В это время он старается мягко «вписаться» в родовом канале, чтобы выход на свет оказался максимально безопасным и безболезненным как для него, так и для вас. Наконец, головка окончательно показывается, потом плечики и, совершая последний разворот, рождается ваше сокровище. Неужели долгое планирование, девять месяц тщательной подготовки и труд во время родов не стоят этого безграничного счастья?!

Приложите ребенка к груди , тогда он начнет сосать грудь, тем самым запуская гормон, помогающий скорее родиться плаценте.

Поздравляем с появлением нового человека!

Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами. Современная школьная программа достаточно сложная, сегодняшние дети должны прийти в школу с определенным багажом знаний. Первоклассник обычно умеет читать, немного писать печатными буквами, складывать и вычитать цифры до 10. Как же так? Почему учебная нагрузка с каждым годом увеличивается? Скорее всего, это веяние времени. Еще 50 лет назад люди учились в институте и техникуме, получали образование и всю жизнь работали по профессии. Нынешний рынок ставит современных специалистов в более жесткие условия. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Поэтому и в школе программа становится сложнее, повышенные требования возникают даже к первоклассникам.

Подготовка к школе – это многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение, счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это рисование красками и карандашами, лепка, аппликация. Ребенок должен знать цвета, формы, времена года и еще много-много всего интересного. А еще будущий первоклассник должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их. В этой статье поговорим о многогранной подготовке дошкольника к первому классу, что позволит вам восполнить пробелы в обучении и эмоциональном состоянии малыша.

Что должен знать будущий первоклассник

Некоторые родители совершают большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом, за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Постепенно, уже с трех лет можно учить малыша считать пальчики на руках, рассказывать ему об окружающей природе, учить цвета и т.д. А с пяти лет подготовка должна быть более серьезной. Дети, которые ходят в детский сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Счет
Это азы математики и счета, которые первым делом заключаются в прекрасном знании цифр. Ребенок должен понимать принцип счета до 100. Он должен уметь считать не только от единицы, а от заданного числа, например, ему сказали 4, а малыш продолжил – 5,6, 7 и т.д. В пределах 10 ребенок должен уметь называть соседние цифры. То есть, задана цифра 7, ребенок должен определить, что до нее находится 6, а после семерки – 8. Ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как больше, меньше и равно, он должен уметь сравнивать числа в пределах 10. Будущий первоклассник должен не просто заучивать цифры, но и понимать их смысл, он должен уметь сосчитать яблоки, конфеты, другие предметы. В некоторых школах есть требования, что малыш должен уметь складывать и вычитать в пределах 10, ребенок должен знать, что такое плюс и минус. Иногда требуется не только простой, но и обратный счет. В обязательном порядке ребенок 6-7 лет должен знать названия основных геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник и т.д. Это базовые математические познания, которыми ребенок должен обладать перед школой.

Письмо
Многие дети умеют к школе писать, но только печатными, а не прописными буквами. Ребенок должен знать все буквы, должен уметь писать простые слова (допускается, если он путает Э и З, пишет некоторые буквы в зеркальном отражении). Малыш должен отличать гласные звуки от согласных, он должен знать отличия буквы от звука. Будущий первоклассник должен уметь разделять слово на слоги, он должен определять расположение указанной буквы в слове – в начале, в середине или в конце. Если загадать буквы, ребенок должен назвать несколько слов на эту букву. Малыш должен уметь правильно удерживать ручку, обводить картинки по контуру без отрыва карандаша от бумаги. Обычно к этому возрасту дети умеют рисовать прямые и волнистые линии, обводят различные пунктирные завитушки в прописях. Дошкольник, как правило, достаточно аккуратно разукрашивает картинки красками и карандашами.

Чтение

В настоящее время очень редко в школу приходят дети, которые еще не умеют читать. Как правило, первоклассник уже знает все буквы и умеет читать по слогам. Можно сказать, что чтение является базовым навыком, чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будут даваться другие предметы. Если вы еще пока не научили ребенка читать, стоит начать с гласных букв. Не спешите выучить все буквы, познакомьте ребенка с базовыми – А, У, О, М и т.д. Потом из них можно будет составлять слова, чтобы обучение не было таким скучным. Некоторые педагоги рекомендуют учить не буквы, а звуки. К тому же, сейчас стараются учить деток читать сразу слогами. Иначе ребенок зачастую просто сбит с толку, когда буква БЭ превращается в звук Б. После таких экспериментов ребенок читает простые слова, как БЭ-А-БЭ-А, а не просто Баба.

Творчество
Ребенок в этом возрасте хорошо раскрашивает картинки, не выходя за ее контуры. Малыш должен уметь аккуратно пользоваться фломастерами, красками, карандашами. Он должен уметь заштриховывать обозначенные участки на бумаге. Ребенок этого возраста довольно хорошо лепит различных животных, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Малыш уже имеет некоторое абстрактное мышление – он может визуально сформировать икебану, аппликацию из сухих листьев, сделать поделку из подручных средств и т.д.

Окружающий мир
Ребенок к 7 годам должен знать дни недели, времена года и месяцы, страну проживания и столицу своей Родины. Очень важно, чтобы малыш мог назвать свое полное имя, имя родителей, свой телефон и адрес. Ребенок должен знать названия основных животных, птиц, рыб. Он должен знать, чем дерево отличается от кустарника, должен различать фрукты, ягоды и овощи. Малыш должен знать разные природные явления – гром, дождь, град, ураган. Важно познакомить ребенка с такими понятиями, как утро, день и вечер.

Это базовые знания, с которыми ребенок должен прийти в первый класс. Никто не говорит, что малыша не возьмут в школу, если он не знает всего этого. Но ребенку будет гораздо сложнее осваивать материал, если он не может разобраться с самыми простыми начальными понятиями.

Как научиться быть самостоятельным в школе

Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но это, все-таки не воспитательница и не нянька в детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки, застегивать пуговицы, открыть и закрывать зонт, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как уметь читать и писать.

Кроме того, ребенка следует воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать, что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т.д. Нужно здороваться, уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели, нужно помогать девочкам переносить тяжести. Все эти элементарные правила ребенок должен знать еще до поступления в школу, это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом.

Кроме гигиенических норм и навыков письма и чтения очень важно заняться психологической подготовкой ребенка к школе. Вот несколько советов и рекомендаций, которые могут быть полезны мамам будущих первоклассников.

Учите ребенка в любой ситуации доводить начатое дело до конца, будь это построение песочного замка или начатая книга. Это позволит ему добиваться больших успехов в школе.

Если ребенок не ходит в детский сад и развивающие центры, обустраивайте игру в «Школу» дома, оборудовав парту и все нужные принадлежности. Меняйтесь с ребенком ролями, чтобы он тоже мог побыть учителем. Давайте ребенку уместные замечания, не обижая и не критикуя его. В школу могут также ходить игрушки – куклы и медведи.

Не теряйте доверительного отношения с ребенком – чаще разговаривайте с ним в спокойной обстановке, рассказывайте о своих делах и планах. Это действительно важно, при возникновении какой-то неординарной ситуации в школе малыш обязательно поделится с вами.

Чаще рассказывайте ему о чем-то конкретном, удерживайте внимание ребенка на определенном предмете в течение 15-20 минут.

Если у ребенка что-то не получается, как правило, он расстраивается и забрасывает это дело. Ваша задача научить ребенка преодолевать трудности. Помогите малышу закрасить картинку, найти нужную деталь паззла или конструктора, исправьте ошибки. Важно помочь малышу, но не выполнять задание вместо него.

Прививайте ребенку чувство ответственности, для этого малышу нужно дать более широкую свободу действий. Если тренировки или кружки по интересам находятся недалеко от вашего дома, доверьте малышу самостоятельно посещать дополнительные занятия. Безусловно, нужно позвонить тренеру и удостовериться, что ребенок дошел, но это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы ребенок понял, что степень его ответственности повышается, и оплошать он просто не может.

Если ребенок редко бывает в детском коллективе, это нужно исправлять. Отведите малыша в детский сад, центры развития, ходите в гости к сверстникам, учитесь общаться на игровой площадке. Если ребенок не ладит с детьми, постарайтесь выяснить причину подобного обстоятельства. Учите ребенка быть справедливым и честным. Малыш должен знать элементарные «правила игры» в детском обществе. Меняться игрушками с товарищем можно только по обоюдному согласию. Кто хозяин игрушки или книги, тот и дает разрешение с ней поиграть. После ссоры нужно просить прощения у тех, кого обидел. Бить девочек и тех, кто младше тебя – нельзя. В то же самое время нужно учить ребенка, чтобы он умел постоять за себя, если его обижают. То есть, первым в драку лезть не стоит, но дать сдачу не возбраняется, особенно, если у вас сын.

Чаще рассказывайте ребенку о школе, представляйте будущий период, как что-то очень важное и нужное. Скажите ему, что малыш стал совсем большим, в детском саду остаются только малыши, а ему пора в школу. Рассказывайте об этом радужно и позитивно, ребенок настроится на процесс обучения с интересом и любопытством.

Нужно объяснить ребенку, что в классе на уроке должна быть тишина – только при этом условии учитель сможет что-то объяснить, рассказать и показать. Расскажите ребенку, что он должен сделать, если он хочет что-то спросить у учителя. Также следует уточнить, что тянуть руку желательно после важной части урока, когда учитель уже объяснил новый материал.

Заранее выберите школу и преподавателя, у которого вы будете учиться. Многие школы предоставляют нулевые классы, в которые нужно ходить по субботам. Это дает ребенку прекрасную возможность познакомиться с учительницей, будущими одноклассниками, малыш привыкает к школьной обстановке, звонкам и т.д.

Это основные правила психологической подготовки ребенка, о которых должен знать каждый родитель.

Практическая подготовка

Кроме психологического аспекта, следует задуматься и о практической стороне вопроса. Перед школой обязательно нужно сделать все прививки, как минимум, за месяц, чтобы исключить возникновение непредвиденных реакций. Если ребенок встает поздно, его нужно постепенно готовить к ранним подъемам, для этого за пару недель до начала учебы вставайте все раньше и раньше. Постепенное смещение часов подъема избавит вас от резкого стресса, который может повлиять на состояние малыша.

Кроме этого, нужно подготовить ребенка к школе материально. Одежда первоклассника должна быть не только красивой, но и комфортной, она не должна сильно мяться, нужно приобретать предметы гардероба из натуральных тканей, которые пропускают воздух. Обувь также должна быть удобной, рюкзак должен соответствовать эргономическим, эстетическим и медицинским требованиям. Приучайте малыша, что в школу нужно брать только необходимые принадлежности, не стоит таскать все, что есть на письменном столе. Тяжелый рюкзак носить гораздо сложнее, это может привести к излишней усталости и проблемам с позвоночником.

Еще до начала школьного периода обратите внимание на письменный стол, где будет заниматься малыш. Следите за тем, чтобы ребенок сидел на стуле ровно, не горбился, не склонялся над тетрадью слишком низко. Под ноги будущему первокласснику нужно положить небольшую подставку. Обратите внимание на расположение ног. Колени должны быть согнуты под прямым углом, равно как и голень по отношению к ступне. Обратите внимание на освещение, свет должен падать на стол с левой стороны, в идеале это должен быть дневной свет. Если не обращать внимания на все эти мелочи, то со временем это может привести к ухудшению зрения у ребенка. Согласно статистике, каждый десятый ребенок нуждается в очках после начала посещения школы. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить зрение ребенка.

Некоторые первоклассники очень сильно нервничают, когда идут впервые в школу. Это может проявляться такими реакциями организма, как диарея, рвота, икота, нервный тик, холодные конечности. Нужно объяснять малышу, что школа – это очень интересно и здорово, там можно узнать много нового, завести друзей на всю жизнь, получить нужные знания. Чем больше вы будете беседовать с ребенком, тем более спокойным он будет. А дальше все пойдет по плану. Не стоит чрезмерно переживать, не вы первые, не вы последние!

Видео: подготовка ребенка к школе