Правильный режим дня первоклассника. Каким должен быть режим дня первоклассника Меньше нагрузки вне школы - лучше результат
Режим дня первоклассника
Когда ложиться спать?
Первокласснику необходимо спать 11,5 – 12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. К сожалению, исследования показывают, что среди первоклашек нормативы ночного сна выдерживают только 24%. Остальные не высыпаются, регулярно недобирая по 0,5-1,5 часа сна. Отсюда утомление, раздражительность, плохое усвоение школьного материала. Спать надо ложиться не позднее 21.30. Идеальное время – 20.30.
Ученики 3-7-х классов должны спать не менее 9-10 часов в сутки, желательно ложиться в 22.00.
Старшеклассникам хватит и 8-9-часового сна, но в постели они должны оказаться не позднее 23.00.
Когда делать уроки?
Оптимальный срок для приготовления домашних заданий – с 15 до 16 часов для младших школьников (на это время суток приходится очередной всплеск работоспособности) и с 15 до 18 у остальных (кстати, это время самоподготовки в Ломоносовской школе).
Взрослые забывают, что письменные задания детям шести-восьми лет даются сложно. У них еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация. Во время работы у них повышается давление, учащается сердцебиение. Заниматься такой малыш должен сначала не больше 3 минут, а позже, когда человек «втянется» в учебу, - 8-10.
Сколько отдыхать?
Детям 7-10 лет дышать свежим воздухом нужно 3-3,5 часа в сутки. Это повышает работоспособность.
Ученики средних и старших классов должны проводить на улице не меньше 2 часов ежедневно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения Задачи: выявить теоретические подходы в...
Лекция для родителей о важности организации и соблюдении режима дня школьников. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Ведь режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 ...
Организация режима дня - залог здоровья школьника
Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения...
Про сон школьников
Школа - это всегда стресс и нагрузки, которые серьезно выматывают ребенка. Каждому школьнику, не важно, в каком он классе, для полноценного отдыха нужен хороший сон. Сегодня мы поговорим о сне учащихся младших классов.Младшему школьнику (7-10 лет) желательно спать 10-11 часов в сутки. Распределять это время можно по-разному: одному ребёнку подойдёт режим с более продолжительным ночным сном, а вот уложить его спать днём будет сложно, да и незачем. Другой будет чувствовать себя лучше, если ему разрешат вечером лечь спать попозже, одновременно со взрослыми, зато днём, когда он вернётся из школы, ребёнок охотно согласится вздремнуть часок-другой.
В этом возрасте - от 7 до 10 лет - ребёнок ещё не способен самостоятельно обнаруживать связь между недостатком сна и снижением внимания, ухудшением памяти. Проследить, достаточно ли времени школьник спит, высыпается ли он, не сказывается ли недостаток сна на его самочувствии -забота родителей.
Признаки того, что ребёнок не высыпается:
- Не пробуждается сам, может проснуться только по будильнику, и то с трудом.
- Капризничает по утрам, маленькое замечание или неудача могут вызвать несоразмерную бурю гнева или слёзы.
- Ребёнок вялый, у него нарушена координация. Про таких шутят: «Поднять - подняли, а разбудить - забыли».
- На уроках с трудом воспринимает и запоминает новый материал, постоянно отвлекается.
Очень важно выделить время для общения с ребёнком, такое, когда можно будет во всех подробностях обсудить, как прошёл день, расспросить не только мимоходом о делах, но душевно о чувствах и переживаниях.
Тёплая беседа с родителями - очень хороший вариант для того, чтобы закончить дела и готовиться ко сну. И телесный контакт - что может быть приятнее «обнимашек» на ночь?
Если ребенок все ваши действия по налаживанию режима бойкотирует, можно попробовать дать ему самому расхлебать последствия своих поступков (в конце концов, не будет же мама следить за его режимом всю жизнь). Играл до поздней ночи? Твоё право, но утром придётся вставать и одеваться вне зависимости от того, успел ты за оставшееся время выспаться или нет.
Но все же, с младшим школьником, который, не умеет пока ещё связывать своё вялое состояние сегодня и поздний «отбой» вчера, такой метод может оказаться слишком жёстким. Делегировать ребёнку ответственность за свой сон желательно постепенно, опираясь на уже имеющийся у него опыт. «Помнишь, как тяжело тебе было вставать вчера, как трудно было дойти до школы, а уж тем более - выполнять на уроке какие-то задания, читать, писать, слушать? Похоже, это потому, что позавчера ты допоздна играл. Может, сегодня ляжем пораньше?».
В каникулы, особенно летние, режим часто сбивается. Чтобы легко вернуться в прежнее русло, переход к более раннему времени засыпания лучше сделать плавным. Сегодня ложимся на 15 минут раньше, чем вчера. Завтра - ещё на 15 минут раньше и т.д.
Важно! Если бессонница у продолжается больше недели, то это уже повод не для родительских нотаций, а для обращения к детскому неврологу. Если ребёнок уже лёжа в кровати долго, иногда больше часа, не может уснуть, много раз за ночь просыпается, - для этого могут быть и чисто медицинские объяснения, не связанные с капризами.
Еще один вопрос, который мы бы хотели осветить - дневной сон.
Здесь важно учитывать мнение ребенка: он должен сам согласиться в ответ на вашу просьбу подремать днем.На самом деле, дневной сон важнее, чем многие думают, особенно для первоклассников. Еще бы! Ведь всего год назад после обеда они отправлялись , а тут - поел и снова за парту. Конечно, дневной сон может потребоваться не любому ребенку, кто-то перестраивается на новый режим лучше, а кто-то хуже. Присмотритесь к ребенку - что он делает, когда приходит из школы домой? Сразу садится за уроки? Гуляет? Играет? Как ребёнок выглядит? Он бодр и весел или выглядит измученным и усталым? А, может быть, ребёнок перевозбуждён?
Если по всем признакам ребенок устает, постарайтесь не допустить отдыха в виде просмотра телевизора или игры в компьютер. В этом случае плохо то, что тело отдыхает, а мозг - нет. Предложите ему прилечь и, например, послушать книжку - уставший ребенок скорее всего заснет сам, неожиданно для себя. Здесь, кстати, очень будет кстати - погрузиться в недолгий дневной на час-два под ним получится гораздо бвстрее, да и сам сон под ним получится более продуктивным в плане восполнения сил. А как ребенок проснется, он сможет уже с новыми силами садиться за уроки.
Дневной сон также может помочь, как это не покажется странным, в обратной ситуации, когда ребенок приходит со школы домой "заведенный" и кажется полным сил, но при этом сосредоточиться на уроках не может. Такие дети обычно к вечеру быстро становятся вялыми и капризными. Поэтому здесь тоже стоит предложить ребенку "перезарядить батарейки" небольшой порцией дневного сна.
Каждому ли первокласснику нужен тихий час? Нет, не каждому. Если ребёнок хорошо себя чувствует, не капризничает, к вечеру не выглядит усталым, нормально засыпает вечером и встает утром, то тихий час ему, скорее всего, не нужен. Вы можете легко проверить, нужен ли отдых вашему ребёнку. Сделайте так, как мы советовали чуть выше. Предложите ребёнку лечь в кровать и почитайте ему книгу. Усталый ребёнок скорее всего уснет. И такому ребёнку дневной сон будет полезен.
Конечно, первоклассники, которые спят днём, обычно не успевают ходить ни на какие дополнительные занятия. Важно помнить, что дополнительные занятия - не самое главное. Гораздо важнее, чтобы ребёнок не переутомлялся. После того, как период адаптации завершится, и ребенок начнет справляться без проблем со школьной программой, можно будет начать ходить и на дополнительные занятия.
"Добрый день
Пишу отзыв про после почти месяца эксплуатации (одеяло подростковое с ).
Покупали для ребёнка 6-ти лет с целью снятия чрезмерного напряжения, усилившегося после начала учебы в нулевом классе школы.
Благодаря практически ежедневному укладыванию ребёнка под днём на
время от 10 минут до 1,5 часов, напряжение ребёнка значительно
снизилось, а именно практически полностью прошли проявления "тика",
ребёнок может под одеялом совы так расслабиться, что даже засыпает днём
(ранее этого не происходило уже долгое время). Ну в общем работает идея
изобретателя, напряжение уходит. Спасибо)"
Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Успеваемость на протяжении последующих десяти лет, а главное - стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не столько от учительницы (хотя это немаловажно), сколько от поведения родителей. Поэтому психологи утверждают, что перед школой нужно работать прежде всего с родителями.
Маленький ученик в первый учебный год затрачивает максимальное количество физических, душевных и интеллектуальных сил. Ведь ни для кого не секрет, что образовательный процесс в современном первом классе - это сверхинтенсивные нагрузки. При этом первокласснику необходимо сохранить здоровье (а иначе кому будут нужны его достижения?).
Итак, что такое здоровый образ жизни маленького школьника, как сохранить и укрепить здоровье, научить организованности и самостоятельности, поддержать интерес к учебе, а главное - как помочь адаптироваться малышу к новой роли. Разбираемся вместе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ОТДЫХА
Основа адаптации ребенка к школе - режим дня, он дисциплинирует, помогает сохранить здоровье, легче привыкнуть к условиям школьной жизни, избежать нервных перегрузок.
Казалось бы, соблюдай первоклассник правильный режим дня - и все будет в порядке. Но поначалу это потребует определенных усилий как со стороны родителей, так и со стороны маленького ученика. Ведь малыш семи-восьми лет пока не может самостоятельно рационально распределить время, но приучать его строить свой день необходимо, это пригодится в будущем. Маме и папе придется не отступать от намеченной цели, даже стать чуточку строже по отношению к малышу. А новоиспеченному первокласснику придется через «не хочу» и даже через «не могу» выполнять ваши требования. Когда в режиме дня школьника чередуются умственные нагрузки с физическими упражнениями, дневным отдыхом и просто прогулками с друзьями, результаты не заставят себя долго ждать. Вам не нужно будет преодолевать сопротивление малыша, а он будет приступать к работе (к выполнению домашнего задания) без промедлений и перестанет отвлекаться на посторонние предметы.
Доказано на практике, что соблюдение режима дня помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что хорошие оценки - это результат не только способностей и усидчивости, но и упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.
Итак, что же включает в себя это банальное понятие - режим дня.
ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН
Особое внимание родителям следует обратить на сон ребенка. К концу дошкольного периода у некоторых детей исчезает потребность в дневном сне, однако общая продолжительность сна у первоклассника должна быть не менее 11 - 12 часов.
После школы работоспособность и активность ребенка резко снижаются, поэтому не усаживайте его сразу за уроки. После домашнего обеда дайте малышу поспать или отдохнуть 1,5 - 2 часа, чтобы полностью восстановить силы. Если ребенок не спит днем, пусть спокойно полежит хотя бы час в полутемной комнате.
Самый важный момент в режиме дня - это отход ко сну. От того, во сколько малыш лег спать, зависит, с каким настроением, каким самочувствием он встанет утром и насколько работоспособным будет на уроках. Вечером нужно ложиться спать не позднее 21.30. Поэтому вечерние гости, поздние развлечения и для родителей вместе с ребенком исключены. Перед сном не следует смотреть телепередачи, играть в шумные игры и на компьютере. Лучше лягте рядом с малышом, поговорите с ним, выслушайте или прочитайте сказку. Может быть, вы не догадываетесь, но даже семилетнему ребенку нужна мамина забота, участие, тепло и ласка.
К тому же максимальное количество гормона роста в организме ребенка вырабатывается во время сна с 22 до 24 часов. Для полноценного роста и развития вашему малышу нужен качественный сон. Сделайте так, чтобы ребенок в десять часов вечера уже спал.
ОТДЫХ
Большое значение имеет режим труда и отдыха. Родителям важно определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей.
Ежедневно ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов в любую погоду, активно двигаясь - это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Не исключайте из режима прогулки со сверстниками, он не должен чувствовать себя обделенным в общении. Наилучший вариант, когда ребенок ходит и в школу, и из школы пешком. Хорошо, если вы сделаете семейной традицией вечерние прогулки перед сном.
Обязательно установите контроль за продолжительностью телепередач и игрой за компьютером. Время, рекомендуемое для телепередач, составляет 30 минут, а компьютера - 10 минут в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть более 3 метров, а экран монитора компьютера - не ближе расстояния вытянутой руки ребенка.
Расширяет круг общения со сверстниками посещение кружков и клубов по интересам. Попытайтесь вместе с ребенком найти то занятие, в котором он полностью раскрыл бы свои таланты и способности. Не важно, что это будет - бисероплетение или авиамоделирование, главное - чтобы занятия нравились, пусть он ищет «свое» место в этом мире, и не страшно, если будет переходить из одного кружка в другой. Время дополнительных занятий не больше 1 часа в день, и совсем исключить занятия в кружках в начале учебного года, пока не произошла адаптация к школьным нгрузкам.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Для начала давайте определимся с таким понятием, как гигиена рабочего места.
У первоклассника должна быть собственная рабочая зона (в идеале - отдельная комната), под которую отводится самое светлое место комнаты с письменным столом и стулом, соответствующим возрастным анатомо-физиологическим особенностям ребенка.
Занятия за партой связаны с определенным, преимущественно статическим, положением тела, которое вызывает напряжение мышц спины, шеи, живота, рук и ног, поэтому малыш должен сидеть за столом во время занятий в правильной позе - голова слегка наклонена вперед, спина прямая и опирается на спинку стула, плечевой пояс в горизонтальной плоскости, стопы упираются в пол (если ножки не достают до пола, под ставьте под них маленькую скамейку) - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает раннее утомление. Поверхность стола, когда ребенок сидит - на уровне нижнего края грудины, а между краем стола и грудиной помещается детский кулачок. Высота сиденья стула равняется длине голени плюс 1 - 2 см на каблук, а стул задвинут на 4 - 5 см под стол. Не допускайте, чтобы малыш убирал ноги под сиденье или сидел, положив ногу на ногу - так пережимаются крупные кровеносные сосуды. Следите за тем, как сидит маленький ученик - его спина и к концу 11-го класса должна остаться прямой!
Важно, чтобы естественный свет через окно падал слева, настольную лампу также нужно ставить в левом углу стола. Глаза ребенка должны находиться на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до поверхности стола (до листа тетради), при этом локоть руки поставлен на крышку стола, или достаточным считается расстояние примерно в 30 - 35 см. Книгу лучше ставить на подставку - это снимает нагрузку на шейный отдел позвоночника.
Очень важна для ребенка благоприятная обстановка для работы. Перед выполнением домашнего задания проветрите комнату, раскройте шторы, пока малыш занимается, не включайте радио и телевизор, не разговаривайте в полный голос даже в соседней комнате.
Приготовлению домашних заданий отводится постоянное время, укладывающееся в световой день, даже зимой. Оптимальное время для выполнения домашних заданий 16 - 17 часов - малыш уже отдохнул после школы. Не откладывайте занятия на поздний вечер: после 17 - 18 часов снижается концентрация внимания, сосредоточенность, способность воспринимать новую информацию, поэтому заниматься сложнее.
Общая длительность занятий не должна превышать одного часа, необходимы перерывы (активные передышки) каждые 15 - 20 минут, так как внимание в этом возрасте кратковременно и основывается на интересе.
Домашние задания первоклассникам задают в минимальном объеме, но выполнять их надо вместе с одним из родителей. Не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание, он не привык еще к этому. Потребуется несколько месяцев, чтобы маленький ученик понял, что домашнее задание - это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому необходимо напоминать ему, что пора садиться за уроки, и помогать своим присутствием. Всегда начинайте с самого трудного, с письменных заданий, чередуя их с устными. А то, что малышу уже знакомо (например, рисование), он сможет сделать и в конце часа.
Самое главное - почаще хвалите ребенка. Никогда не акцентируйте внимание на неудачах, внушайте малышу волю к победе, и у него появится позитивная установка «Я могу сам». Причем хвалить ребенка нужно даже тогда, когда не все получается аккуратно и правильно, обучение должно проходить всегда на позитиве. Не ругайте малыша, иначе возникнет протест, и выполнение домашних заданий приобретет негативную окраску. Поощряйте его интерес к учебе, помогайте на первых порах и не насмехайтесь над неудачами.
И еще, дорогие родители, «от генов никуда не деться». Если вы сами в школе не отличались хорошей успеваемостью, не требуйте от малыша одних пятерок. Это, как правило, невозможно. Пусть у ребенка будут твердые тройки и четверки, но здоровая психика и он не превратится в неадекватного и измученного зубрилу-отличника.
Обязательно приучите ребенка после заданий приводить рабочее место в порядок и собирать портфель, лучше это делать сразу после занятий или вечером, чтобы не тратить утреннее время на суету.
Следует напомнить еще о нескольких немаловажных деталях. Создайте малышу утром спокойную обстановку, чтобы он не торопился, не волновался и пришел в школу с хорошим настроением. Чтобы не опоздать к началу уроков, он должен вовремя встать, желательно приходить в школу за 10 - 15 минут до звонка. Малыши очень переживают по поводу своих опозданий и замечаний учительницы. А ведь ответственность в этом случае лежит только на вас.
Не забывайте, что первоклассники переживают огромный психолгический стресс, ведь для них началась новая жизнь: новый коллектив, первая учительница, новые требования и новые обязанности. Ваша задача - максимально помочь ребенку. Не загружайте детский досуг, не отдавайте малыша сразу в несколько кружков и секций, не требуйте от него невозможного - он не справится. Лучше окружите малыша вниманием, заботой и добротой.
Режим дня - это не отвлеченное понятие, его соблюдение делает ребенка организованным, пунктуальным и самостоятельным, а это позитивно отражается на учебе и на оценках. Поэтому с первых дней организуйте малышу режим дня - и успехи не заставят себя долго ждать.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Первое место среди всех хронических заболеваний у детей младшей школы занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому питание школьника, а первоклассника в особенности, должно быть своевременным, регулярным, свежим и четырехразовым. Маленький ученик современной школы испытывает не только запредельные (для своего возраста) умственные нагрузки, но и продолжает развиваться и расти, поэтому его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям организма в белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах.
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. Пусть это будет творог со сметаной или горячая каша, йогурт или омлет, бутерброд с сыром или кукурузные хлопья с молоком. Конечно, завтрак - дело важное, но если у малыша утром совершенно нет аппетита, не заставляйте его есть через силу. Можно дать ребенку чай с молоком, какао или фрукты - что ему больше нравится. Не следует отказываться от горячего питания в школе, ведь первоклашек на большой перемене около 10 часов утра обязательно кормят.
У первоклассников занятий немного, поэтому обедают они, как правило, дома. Обед обязательно должен включать на первое суп, а на второе - мясо или рыбу. Если у вас нет возможности разогреть ребенку обед, научите его самого пользоваться электро- или микроволновой печью. Не допускайте перекусов и еды всухомятку (мюсли, печенье, чипсы, газвода). Помните, что блюда должны быть легкоусваиваемыми и быстроперевариваемыми. Это такие продукты, как курица, рыба, яйца, крупы, фрукты и овощи, кисломолочные продукты.
Качественное и правильное питание - один из основополагающих аспектов как умственного, так и физического развития первоклассника.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Благодаря двигательной активности, под влиянием физических упражнений укрепляется нервная система, происходит развитие скелетных мышц, улучшается работа сердца и легких.
Движение жизненно необходимо для организма ребенка и имеет большое значение не только для физического, но и для умственного развития.
Обязательно выделите время для занятий утренней гимнастикой, еще лучше делайте зарядку вместе с ребенком, показывая ему, как выполнять упражнения правильно. Детям 7 - 8 лет достаточно 5 - 7 упражнений в течение 10 минут. Лучше делать гимнастику при открытой форточке и в легкой одежде (майка и плавки).
Запишите ребенка в спортивную секцию или продолжайте тренировки, если малыш занимался и до школы - это сделает его ответственным за собственное здоровье и организованным. Пусть это будет плавание или теннис, футбол или восточные единоборства. Главное, чтобы тренировки приносили удовольствие и положительные эмоции ребенку. Только помните: рекомендуется включать в режим дня не более 3 занятий спортом в неделю.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Первокласснику необходимо соблюдать основные правила личной гигиены - это аксиома, не требующая доказательств. А научить своего малыша этим правилам - ваша святая обязанность, и желательно еще до школы.
пользоваться носовым платком;
при приеме пищи пользоваться столовыми приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу;
пользоваться туалетной бумагой после опорожнения кишечника.
Расскажите ребенку эти простые истины об уходе за собственным телом, и благодарны вам в дальнейшем будет не только ваш малыш, но и окружающие его люди, ведь «уход за собой любимым» - один из элементов общей культуры человека и одно из средств предупреждения болезней.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ
Одно из важнейших составляющих здоровья ребенка - это его психическое здоровье. Возраст 6 - 7 лет - это кризисный возраст не только в физическом, но и в психоэмоциональном развитии ребенка, ведь изменяется его статус с дошкольника на школьника, а этот факт коренным образом меняет всю жизнь малыша. Он начинает размышлять, сравнивать самого себя с другими детьми, оценивать окружающих по их поступкам, переживать обиды и неудачи, он становится более ответственным и самостоятельным, расширяется круг его обязанностей. Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку в этот момент.
Первоклассник находится в новой обстановке, с новыми людьми и новыми правилами не только в школе, но и дома изменяется уклад его жизни: наравне с играми и развлечениями существует еще и домашнее задание. Поэтому ребенок практически все время находится в состоянии стресса. Основная задача любящих родителей - свести этот стресс к минимуму. Сделать это можно только любовью, участием и добротой. Во время адаптации к школе дозируйте не только интеллектуальные, но и эмоциональные нагрузки, не загружайте малыша дополнительными занятиями, помните, что дети адаптируются к школе минимум 6 - 8 недель.
В первый год учебы в школе как можно больше общайтесь со своим малышом, не выталкивайте его одномоментно во взрослую жизнь, говоря «ты уже взрослый» (это сродни мировой катастрофе для ребенка), интересуйтесь его отношениями с учительницей и одноклассниками, хвалите за достижения и успехи, искренне и подробно вникайте во все его дела, никогда не ругайте за неудачи, одним словом, учитесь вместе с малышом и живите жизнью малыша, особенно на протяжении первого учебного года.
Помните, дорогие родители, если малыша в семье любят и уважают, а дома ему спокойно и комфортно, то ребенку не страшен никакой стресс, даже в первом классе.
Итак, основные составляющие здорового образа жизни первоклассника вы теперь знаете, остается только следовать этим нехитрым правилам - и у вас все получится.
Успехов в первом классе!
Т. Карих, врач-педиатр ГЦМП
Как подобрать ранец, как войти ребенку в русло учебы, здоровье первоклашки, нужен ли дневной сон, как быть с перекусами, когда лучше делать уроки, важна ли прогулка и другие советы для мам школьников
По данным медиков:
хронические заболевания имеют 35% первоклассников, а среди выпускников этот показатель увеличивается в два раза.
самые распространенные заболевания, от которых страдает не менее 50% школьников: желудочно-кишечные, а также патологии зрения.
более 40% детей имеют болезни опорно-двигательного аппарата, а 80% школьников — нарушения осанки.
каждый третий ребенок подвержен заболеваниям органов дыхания, еще 15% — недугам сердечно-сосудистой и нервной систем.
вполне здоровыми считаются лишь 5% школьников.
Какой выбрать ранец? Как следить за осанкой малыша?
Если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок имел проблемы с позвоночником, а также почками и т. д., не покупайте ему портфель, который носят в одной руке. Это должен быть обязательно ранец.
Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.
Вес ранца:
1-2 класс - 1,5 кг
3-4 класс - 2,5 кг
5-6 класс - 3 кг
7-8 класс - 3,5 кг
9-12 класс - до 4 кг
Таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.
Как выбрать ранец?
желательно купить ранец, на передней стороне которого, по бокам и на ремнях имеются светоотражающие значки - дополнительная защита на дорогах.
у ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом не забудьте, что ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота должна быть не более 30 см.
ранцы должны быть удобными: сумка не должна давить, ремни не должны врезаться или впиваться в плечи. Лямки мягкими, равномерно распределяющими груз. Лямки и ремешки должны обязательно регулироваться с тем, чтобы ранец одинаково удобно надевался и на легкое платье, и на пуховую куртку.
хороший ранец должен иметь несколько отделений и карманов - тогда ребенок сможет аккуратно, в определенном порядке раскладывать свое богатство.
все швы - внутренние и внешние - на ранцах и пеналах должны быть тщательно обработаны, в противном случае порезов на руках не избежать.
Следите за осанкой ребёнка
Стол и стул должны соответствовать его росту и возрасту.
Необходимо правильное мягкое освещение, которое располагается с левой стороны.
Стоит приобщить ребенка к занятиям физкультурой, например, записать его в спортивную секцию и приучить к совместным утренним пробежкам — все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.
Обязательно через каждые полчаса занятий нужно делать 5-минутную гимнастику для рук, ног и позвоночника, сопровождая её стишком: «Мы читали, мы писали, наши пальчики (ручки, ножки, глазоньки) устали». Ребёнок должен похлопать руками, сжать и разжать пальчики, потопать ногами, согнуться—разогнуться, отвести руки в стороны, поднять их вверх.
Питание. Диета для первоклашки
Накормить с утра пораньше школьника - это непростая задача. На нервной почве, да ещё поднявшись ни свет, ни заря, дети не хотят есть. Но это обязательно надо сделать, поскольку впереди длинный трудовой день! Подключайте свою изобретательность….
Для начала определитесь, что больше всего любит кушать ваш непоседа. Кроме сладостей и полуфабрикатов, конечно….
Если это молочные продукты, вы можете предложить: кашу, мюсли, йогурт, творог, сырковую массу, сырники, творожную запеканку, мусс или пудинг, бутерброд с сыром. Если это мясные продукты: яйцо, рыбу, омлет, тефтели, мясные рулеты и запеканки, пудинги и пр.
Завтрак можно запить чаем, какао с молоком или соком.
Главное правило - никакой сухомятки. Завтрак должен быть горячим!
Медики советуют включать в завтрак сложные формы углеводов. Это значит, что помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь, и будут стимулировать умственную активность школьников.
В школе:
С собой в школу можно дать йогурт, рогалик, булочку, яблоко, грушу, огурец или морковку.
Обычно в школах детям дают молоко или сок. Но если ваш ребенок не пьёт то, что предлагают в школе, дайте ему с собой компот, сок, чай. Фляжка или бутылочка, в которую вы их нальёте, обязательно должна быть тщательно вымыта.
Если ребёнок остаётся на продлёнку, то ему надо обязательно съесть в школе горячий обед.
Обязательно надо напоминать ребёнку о таких элементарных гигиенических правилах, как мытьё рук. Если вы не уверены, что малыш вымоет руки перед обедом, дайте ему с собой мокрые гигиенические салфетки с антисептиком.
сухарики,
прочие суррогаты.
Маме важно заранее выяснить, чем и в какие часы ребенок будет питаться в школе. Попробуйте дома за неделю до 1 сентября подстроиться к этому режиму с включением в рацион, может быть, еще незнакомых ему продуктов. Тем самым Вы сгладите резкую смену обстановки, режима дня и рациона питания.
Динамика работоспособности первоклассника в течение учебного дня. Режим дня
Письмо и чтение - самые трудные занятия в первом классе.
Наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста.
В математике самое трудное - решение задач.
Специальными исследованиями установлено:
продолжительность непрерывного чтения не должна:
в 6 лет превышать 8 минут,
в 7-8 лет - 10 минут.
оптимальная продолжительность непрерывного письма
2 минуты 40 секунд в начале урока,
1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).
Эффективность учебы распределяется таким образом:
- Первый урок - врабатывание
- Второй урок - пик работоспособности
- Третий урок - начало снижения работоспособности.
- Четвертый урок - минимум
Норма прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.
- Для детей младших классов лучшим отдыхом является полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате.
- Лучшее время для приготовления уроков: 15-16 часов.
- Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
- Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.
- Занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.
Ужин за 2 часа до сна, если не хотите рассказов о страшных снах и жалоб на бессонницу. - Перед сном полезно гулять в течение 20 — 30 минут.
- Спать первоклассник должен не менее 9 часов, им так же показан и дневной сон.
Первый класс - сложный этап в жизни ребенка. Меняется уклад жизни малыша, у него возникает необходимость приспособиться к новому коллективу, новым требования и правилам. Для того, чтобы организм первоклассника справился с нагрузкой, родители должны до мельчайших деталей продумать быт юного школьника. Каким должен быть режим дня первоклассника и почему ребенку важно его соблюдать, сколько часов необходимо спать школьнику и зачем ему нужен дневной сон, в какое время лучше делать уроки и как организовать питание?
Почему необходимо соблюдать режим
Для первоклассника правильный распорядок дня - залог крепкого здоровья, хорошей успеваемости и отличного настроения. Если ежедневно в одно и то же время просыпаться и засыпать, заниматься физической и умственной активностью, то в центральной нервной системе образуются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с минимальной затратой энергии. Иными словами, благодаря четкому распорядку у ребенка вырабатываются привычки, которые настраивает его на учебу или отдых, помогают ему быть активным на занятиях в школе и в повседневной жизни.Кроме того, соблюдение режима дня воспитывает у детей чувство времени, они становятся более организованными, дисциплинированными и самостоятельными.
Надо знать
Первоклассник должен спать около 10-12 часов в сутки
Подъем работоспособности у детей наблюдается с 08:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00. Это оптимальное время для занятий
В предобеденное и послеобеденное время (11:30-14:00), а также после 19:00 работоспособность у детей резко снижается
Примерный режим дня первоклассника
07:00 Пробуждение, умывание, зарядка
- Нельзя будить ребенка в последний момент перед выходом в школу, объясняя это заботой о нем. Такой подход – стресс для малыша. Лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы у него была возможность полежать в постели, потянуться, а затем без спешки позавтракать и привести себя в порядок.
- Утренняя гимнастика ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее физическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом и является отличной профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы.
07:20–07:40 Завтрак
- Завтракать ребенку нужно обязательно, ведь именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Если школьник утром не поест, то у него не хватит энергии на учебный день, он будет плохо усваивать информацию на уроках.
- Идеальный завтрак для ребенка 6-7 лет должен быть горячим - каша с кусочками фруктов, хлопья с молоком, омлет с овощами,напиток (некрепкий чай, травяные настои и др.).
Вам будет интересно
08:30–12:00 Занятия в школе (10:00 – завтрак в школе)
Согласно приказу Минобрнауки и нормам СанПин , уроки первоклассников длятся 35 минут, в середине учебного дня предусмотрена большая динамическая перемена. Первое время в расписании всего три урока, чтобы детям было легче привыкнуть к новому виду деятельности.
Для детей младшего школьного возраста второй завтрак обязателен. Ребенку можно дать с собой в школу питьевой йогурт в бутылке, мытые фрукты в пластиковом контейнере, сэндвичи. Можно купить специальный термос для готовых блюд или напитков.
Вам будет интересно
Вам будет интересно
13:00 Обед
- Если ребенок привыкает садиться за стол в одно и то же время, то к назначенному часу у него появляется аппетит, организм начинает вырабатывать вещества, улучшающие пищеварение, еда усваивается лучше и быстрее.
- Постарайтесь каждый день организовать ребенку полноценный обед - суп, гарнир с мясом, рыбой или птицей, напиток.
Вам будет интересно
14:00–15:30 Сон, а если ребенок отказывается от него, то спокойная прогулка или тихие игры
- Переутомление может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы ребенка. Поэтому важно чередовать умственные и физические нагрузки, работу и отдых.
- Для учеников младших классов лучший отдых - часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не больше +22°С, относительная влажность 50-70%).
16:00 Полдник
- На полдник ребенку можно предложить кисломолочные продукты, печенье, фрукты, кефир, творог.
- Энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять примерно 2300 ккал. Но если ребенок занимается спортом, то ему необходимо на 300-400 ккал больше.
16:30–17:30 Выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций
- При выполнении домашних заданий нужно начинать с более простых, затем переходить к более сложным. Сначала лучше сделать письменные, а потом - устные.
- Во время выполнения домашнего задания каждые 20 минут нужно давать возможность первокласснику отдохнуть и переключиться, например, можно сделать с ним в течение 5-10 минут пальчиковую гимнастику или несколько физических упражнений под музыку.
Вам будет интересно
17:30–19:00Прогулка, активные игры
- Ежедневно ребенок 6-7 лет должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов.
- Недостаток физической активности отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние школьника. Бегая, прыгая, играя и просто гуляя на свежем воздухе, ребенок развивают выносливость, силу, ловкость, а также снимает внутреннее напряжение.
19:00 Ужин
- Оптимальное время для ужина - за час-полтора до сна. Постарайтесь ужинать всей семьей. Это отличная возможность пообщаться и обсудить прошедший день.
- Лучшего всего на ужин ребенку предложить овощи и крупы, молоко или кефир. Желательно исключить возбуждающие напитки - какао, крепкий чай.
Вам будет интересно
19:30–21:00 Свободное время, подготовка ко сну
- Незадолго до вечернего сна желательно не смотреть телевизор, не пользоваться гаджетами, отказаться от шумных игр.
- Настроиться на сон ребенку помогут «ритуалы»: книга, спокойная прогулка, монотонные игры или рукоделие.
21:00–07:00 Сон
- Полноценный ночной сон повышает активность иммунной системы ребенка, улучшает память и работоспособность.
- Если ежедневно соблюдать режим, то ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Если ребенок каждый вечер вовремя ложится спать, то утром ему гарантировано приятное и комфортное пробуждение.
- При организации занятий следует учитывать, что работоспособность на протяжении недели разная. В понедельник дети начинают постепенно входить в школьную жизнь. К середине недели детский организм приходит в наиболее оптимальное состояние. К пятнице значительно накапливается утомление, работоспособность резко падает.
- В выходные дни и каникулы от режима дня желательно не отступать. Если ребенок за одну-две недели отдыха будет сильно нарушать сложившийся график, например, просыпаться в 10 утра и ложиться спать за полночь, то первая учебная неделя будет для него очень сложной.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Обязательно распечатайте режим на красивом бланке и повесьте его в комнате ребенка.
- Приучайте первоклассника собирать вещи (учебники, письменные принадлежности, форму) с вечера. Это сбережет вам нервы и время утром.
- Дорога в школу должна быть спокойной прогулкой. Если ребенок торопится, боясь опоздать к началу урока, то, заняв место за партой, он расслабляется и не сможет сразу включиться в учебный процесс.
- Лучше всего организуют свою учебную деятельность дети, которые посещают спортивные секции, музыкальную школу и т.д. У них меньше свободного времени, они привыкают к четкому расписанию и соблюдают режим.