Преступление и наказание в детском саду. Наказание ребенка в ДОУ: можно ли наказывать детей в детском саду? Методы наказания детей в детском саду
На форуме нашего сайта был задан вопрос " Скажите пожалуйста, какая система наказания практикуется в детском саду?"
Наказание - составляющая часть воспитания.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.
Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А.С.Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения - отлично, даже больше чем надо. Представьте себе, что все дети в группе (20-25 человек) будут бегать, прыгать, намеренно мешать детям (на занятиях, во время игр - ломать постройки, отбирать, прятать, разбрасывать предметы для игр, драться, кусаться, обижать других детей и т.п.). Вы вечером, придя за ребенком, как отреагируете на жалобы, ушибы и синяки Вашего ребенка?
Некоторые дети по отношению к ровесникам и даже взрослым проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых не всегда положительно влияют на таких детей.
Возникает вопрос: как же можно наказывать детей, которые потенциально могут причинить вред другим детям?
Если ребенок плохо себя ведет, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в детском саду возможно применить педагогически оправданные наказания :
- Замечание , но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- Просьбы или советы
- Лишение ребенка чего-то приятного , но важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание - это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте минут 5-10 минут для них испытание! Но если таких детей насильно извне не затормозить стульчиком - они не направят энергию в мирное русло. Кроме того, дети подрастают и им надо учиться осмыслять свои поступки. Переключаясь с драки на игру в машинки, вряд ли ребенок задумается, что он кого-то обидел или был слишком агрессивен.
- Лишение каких либо привилегий , например - идти первым в строю - шалуны становятся последними, не выбирают на главные роли в игре. Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести.
- Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.
- Иногда применяют так называемый метод естественных последствий , т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, оторвал пуговицу - пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах , которые рекомендует применять врач-психолог и писатель В. И. Леви.
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.
- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение правил поведения, отказ подчиняться разумному требованию, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
- Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
- Наказание не должно вредить здоровью.
- За один проступок – одно наказание.
Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания как исключение (а не как система) применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия - разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.
Следует строго различать глубоко аморальные поступки от нейтральных, не причиняющих ущерба нравственному развитию ребенка. В каждом конкретном случае необходимо анализировать, что лежит в основе негативных действий дошкольника: жадность, своеволие, эгоизм, жестокость, лень, стремление причинять вред окружающим. Безнравственные побуждения подобного рода, конечно, заслуживают резкого осуждения, наказания. Важно помнить: прежде чем наказать, надо обязательно выявить причину непослушания.
Наказания могут носить различный характер, но в любом случае эта мера воздействия призвана помочь ребенку осознать свою вину, усилить чувство ответственности за свои действия перед взрослыми и сверстниками.
А как вы, уважаемые родители, наказываете своих детей дома? В детском саду есть дети, с которыми сами родители не справляются! И что же делать тогда? Как вы считаете, можно ли наказывать ребёнка в саду за его шалости? Если да, то какое наказание допустимо? Или же наказания вообще исключены и Вы против того, чтобы вашего ребёнка как-то наказывали?
В редакцию обратилась воспитательница с просьбой помочь разобраться, стоит ли наказывать детей в детском саду. Приглашаем всех к обсуждению этой темы!
Вопрос: Здравствуйте. Я работаю воспитателем в детском саду. На очередном собрании воспитателей мы затронули вопрос о том, что стоит ли наказывать детей в детском саду?
Вова, ребёнку 6 лет. Если ребёнок понимая, что можно и что нельзя совершает такие действия, что причиняет вред окружающим его детям, да и нам, воспитателям , не очень уютно с таким ребёнком. Постоянно просим родителей принять меры, но чувствуем, что родители, понимая нас и зная своего ребёнка, не могут с ним справиться. Просмотрев Ваш сайт, я не нашла ответа на мой вопрос. И в очередной раз задумываюсь: как быть?
Да, ребёнку надо движение, но это же не значит, что можно сбивать всех на своём пути.Сгребать всё со стола во время еды: своё и соседа. Произносить плохие, грубые слова. Постоянно быть агрессивным: говоря при этом: «называайте меня тупым козлом…(и далее в таком роде), я хочу зарезаться, пусть все плачут, что меня не стало». Делая замечания, получаем в ответ: «дурацкий садик».
Слушая это, другие дети начинают подражать ему. Вот он такой, весь как на иголках. Поломал шею, упав с паутинки, ходил в гипсе. На пользу это не пошло. Такой же ветренный и сумасбродный. Наказывали за плохое поведение тем, что не брали на прогулку. Бесился, кидал стол, обещал вести себя хорошо, а как? Играть дружно, детей не обижать, но буквально стоит отвернуться — плач. Кто обидел? Вова толкнул… На занятиях отвлекается сам и мешает другим: начинает разговаривать, дёргать детей, смеяться. Порой так и хочется сказать: «Ты, что дурак?» Но понимаю, что он нормальный, здоровый ребёнок. Как быть?
Другой вариант. Илья, и 2 Никиты.
Было им по 3 года. Всё время баловались. Смотрят на тебя и смеются, бегают, валяются на полу — балуются. Представьте на занятии. Что делать остальным детям? Родители умилённо говорят: «Ну, что вы хотите, они ещё маленькие! Вот исполнится 4 года, подрастут!» Я Думаю: «А как же другие дети? Ведь идут на занятие, высказывают свои мысли, действуют» Но и что же думать? Вот уже исполнилось им по 4 года. Я спрашиваю у родителей: «Ну как, вы выросли? Уже вам 4 года? А на занятиях как вели себя так и ведут» Родители отмахиваются. Или обвиняют нас, воспитателей в том, что мы незаинтересовываем их ребёнка, мало уделяем внимания. Дак ваши же дети не хотят этого внимания. Постоянно мы должны за ними гоняться: ловить на занятие, на зарядку, Как идти на улицу, так они не могут одеться сами. Наказывали: забирали игрушки, садили на стулья, не пускали на улицу. Результата 0. Да и не выход это.
Даже и не знаю. Вернее знаю, что к каждому ребёнку нужен свой подход. Но всегда мучает вопрос: «Почему родители не задумываются о том, какого они делают ребёнка? Только потом ищут вокруг виноватых, только не себя самих. Как же достучаться до них? А стоит ли в чужую семью со своими привилами? Да и кто дал мне право думать, что мои решения верны?
И не знаешь с кем обсудить, кто прав?
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Родители не задумываются о том, какого они делают ребенка, потому, что они делают его в любви, или, на крайний случай, в страсти, а при этом голова только мешает. Поэтому задумываться и делать детей – вещи практически несовместимые.
1. Вова. Нет, он не дурак. Просто ему нужно Ваше внимание, много внимания, очень много. В идеале – чтобы Вы только с ним одним занимались. И это не плохо и не хорошо. Такие у него потребности. Ему мало того, что привычно получают остальные, «послушные» дети в группе. А поскольку, как я понимаю, все свое время посвящать одному мальчику нельзя, можно дать ему внимание другого КАЧЕСТВА, А НЕ КОЛИЧЕСТВА. Посмотрите сами: Вы и так его «кормите» своим вниманием, своими чувствами в больших количествах, только «угощение» это очень плохого качества – раздражение, злость, гнев. Плохая еда, но все ж лучше, чем ничего. Времени и эмоций на него уходит много, согласитесь. Наверное, и устаете от таких взаимоотношений сильно.
А теперь давайте перевернем ситуацию – сделаем из негатива позитив. Попробуем «выделить» Вове ровно столько же времени и чувств, но только позитивных, от которых Вам самой будет приятно, весело и светло. Это может быть радость, умиление, восхищение. В каких ситуациях Вы можете почувствовать к ребенку такие эмоции? Что он делает хорошо, лучше всех? Ловко лазит, высоко прыгает, быстро бегает, обладает большой силой, громче всех кричит, поет, фантазирует, придумывает трюки, умеет так спрятаться, что никто не найдет, запоминает стихи – что?
Никто не говорит, что это легко – найти его сильные стороны и придумать такие занятия, где он может проявить себя в наилучшем виде. Так ведь быть воспитателем тоже не всегда легко – именно потому, что, как вы совершенно справедливо пишете, к каждому ребенку воспитатель ищет свой подход. И когда придумаете, какие новые занятия проводить (да, это творчество), не уставайте хвалить – Вову, других детей, себя – всех! Много и искренне, с чувством. Посмотрите на результаты. Они Вас порадуют. И так каждый день, каждый час – с любовью к себе (в первую очередь) и к детям. Хвалите себя за любой успех, самый маленький и казалось бы незначительный – это все Ваши ступеньки, Ваши шаги к взаимопониманию с детьми и с собой, со своей душой, со своим внутренним ребенком, которому тоже иногда очень не хватает Вашего понимания, сочувствия, свободы и живой непосредственности.
Когда Вы последний раз занимались тем, что Вам очень нравится, и что не имеет конкретной практической пользы? Когда Вы баловались сами? Когда разыгрывали кого-то? Когда утворяли что-то несообразное Вашему возрасту и образу сторогой тети? Когда хохотали от души? Когда Вы последний раз визжали от восторга?
Знаете что, попробуйте дома, когда будете одни, станцевать дикий танец нецивилизованных аборигенов, или прокричите боевой клич слона (только на полной громкости), или учините любое другое «безобразие», какое Вам больше понравится.
Почувствуйте себя свободным, живым, налитым энергией и радостью ребенком, полным выдумок и шалостей. Это прекрасно! Без такого, желательно ежедневного, упражнения делать Вам в детском саду нечего.
2. Илья и два Никиты.
Что Вы делаете, когда слушаете и смотрите что-то неинтересное, например, рассказ соседки о ее десятых родственниках или неинтересный фильм в гостях (из вежливости)?
А что Вам хочется в это время делать?
И что мешает это сделать?
А у детей этого нет, слава Богу, потому они такие живые, энергичные, здоровые, веселые и искренние. Хотите быть такой же? Следуйте их примеру. Нас такими создали, Бог ли, наши ли мамы с папами, природа ли – все равно, как назвать. И то, что мы с годами подпортили вечными своими «нельзя» и «не положено», можно вполне исправить, и снова стать ЖИВЫМИ. Как эти дети. И такими же здоровыми, как они. Как Вам такая перспектива?
Дети «мешают» на занятии, если им нудно. Сделайте занятия интересными, сочините новые, живые и интересные задания, творите, Вы это можете!
Первым делом добавляйте то, что интересно лично Вам, чем смелее и новее будут задачи, тем лучше. И снова – любите себя. За то, что создаете новую садиковую реальность для Ваших детей, за то, что ищете нестандартные подходы, да в конце концов, за то, что написали это письмо! Очень хорошее письмо, заинтересованное, полное раздумий и поисков.
Елeна Лeoнтьева
Консультация «Наказываем ребенка правильно»
Сегодня мы с Вами поговорим о наказании. Мы часто задумываемся над тем как правильно наказать ребенка и нужно ли наказывать вообще?
Сразу скажу, что наше воспитание должно основываться на безусловной любви к ребенку.
Приемы наказания ребенка эффективны только в здоровой, доброжелательной семейной атмосфере.
Как можно и как нельзя наказывать ребенка…
Если встает вoпрос о наказании ребенка, прежде всего взрoслому неoбходимо задуматься над тем, что именно его раздражает в поведении малыша и какого эффекта oн хочет добиться с пoмoщью наказания.
В своей книге психолог Д. Дoбсон формулирует шесть принципов, опираясь на которые, родителям следует решать вопрос о наказании детей:
1. Только при установлении границ можно требовать их соблюдение. Рoдители для себя дoлжны решить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок в своем поведении должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет.
Только тогда наказание будет восприниматься ребенком как акт справедливости.
2. На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно. Если ребенoк идет на открытый конфликт, нужно уверенно и спокойно себя вести. Так как беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.
3. Необходимо oтличать свoеволие от безoтветственности. Ребенка нельзя наказывать за нeпрeднамерeнный пoступoк. В ситуация, когда он забыл выполнить просьбу взрoслого или не понят требoвания.
4. После конфликта необходимо обязательно утешить ребенка и не скупить на объяснения. Ребенок во время наказания испытывает вину, растерянность, покинутость. В такое ситуации важно ребенка приласкать и сказать, что он по-прежнему любим. Именно чувства ебенка в такой могут дать вам ответ об эффективности наказания.
Наказывать, конечно, нужно, без этого недействительна ни одна воспитательная система. Важно подобрать действенные меры наказания.
5. Не требуйте невозможного.
6. В любых своих действиях руководствуйтесь любовью.
ВАЖНОЕ ПРАВИЛО : психoлoги сoветуют нaкaзывать рeбенка в самых крайних случаях – когда демoнстрируют непoвинoвение. Если наказания не избежать, то она должно слeдoвать сразу же за прoступком.
КАК ЖЕ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?
Физическим наказанием. Физическое наказание не помогает ребенку осознать свой проступок, а вызывает обиду, злость. Дети, кoтoрых бьют рoдители, нередко вырaстают нeувeренными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. Дети могут затаить обиду на родителей и «мстить» за обиду.
Молчанием. В такой ситуации ребенок чувствует напряжение и последствия этого могут быть тяжелыми для развития его личности.
Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Это наказание подрывает основу (базовую потребность в любви, от которой зависит жизнь маленького человека.
Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как физическое наказание. Крик – сродни удару.
Наказаний должно быть меньше, чем поощрений. От количества позитивных и негативных реакций зависит самооценка ребенка.
Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.
ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРАВИЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ:
1. Любое наказание должно быть справедливым. Ребенок должен быть уверен в справедливости наказания, что его любят несмотря ни на что.
2. Ни одно нaкaзание не должно лишать ребенка возможностей удовлетворения биoлoгических и физиологических потребностей.
3. Ребенку необходимо объяснять за какие проступки последует наказание и в какой форме.
4. Наказываем четко оговаривая время. На какой период лишается сын или дочь компьютера.
5. При наказании не следует оскорблять и навешивать ярлыки. Критике подвергается поступок, а не личность ребенка.
6. Нельзя напоминать ему о прежних проступках. Наказываем здесь и сейчас.
7. Применяя наказания, нужно быть последовательными, а не прибегать к наказаниям от случая к случаю.
«И в завершение хочется сказать, любите своих детей, балуйте их. Применяйте и наказание ребенка своевременно и обоснованно. Пусть наказания будут справедливыми. Обращайте на положительные поступки ребенка больше внимания, чем на отрицательные. И малыш чаще будет радовать вас послушанием».
Литература:
1. Е. А. Алексеева «Проблемы детей дошкольного возраста».
2. Е. А. Чепракова «Как правильно наказывать детей».
Газеты, интернет, телепрограммы пестрят устрашающими заголовками: ребенку заклеивали рот скотчем, запугивали страшными бабаями, отправляли в раздевалку одного и прочее, прочее, прочее. Это - уголовно наказуемые деяния. ТАК "приводить в чувство" ребенка, который и рассказать маме о случившемся толком не сможем, НЕЛЬЗЯ. А как можно?
Начнем с того, что все дети разные, по характеру, темпераменту, возрасту (даже в одной группе детки с разницей в возрасте полгода, особенно в младшей, будут разными!), а еще припишем сюда влияние знака зодиака, имени, да и семейные устои никто не отменял. Со всем этим приходиться иметь дело воспитателю в детском саду. Помимо того, что ребенок должен быть в саду здоров, сыт, с ним должны еще и порисовать, полепить, поклеить, башню из кубиков сложить... Кто-то из детей согласен лепить - строить - есть, а кому-то суп категорически не хочется, и спать ложится он не собирается, и вообще он "не в духАХ" (как говорила моя дочь в 3,5 года, объясняя свое негативное поведение). Или еще вариант: ребенок дерется, топает ногами, кричит. Ведь надо же его остановить, привести в чувство? Несомненно, надо. Но вот как, какими методами?
Савина Елена, заведующая МБДОУ №29 г. Тулы
Давайте сначала определимся с формулировкой слова "наказание". Смысл наказания как составляющей части воспитания - воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, стыда, огорчения. Все остальное - за гранью дозволенного.
Не у всех детей хорошо развиты процессы торможения, зато возбуждения - отлично. В силу психологических особенностей ребенок не может самостоятельно "затормозить", и мы получаем заводилу, который мешает другим детям в играх, ломает и разбрасывает вещи, кусается, дерется. Он опасен не только для других, но и для самого себя. Как быть? Есть так называемые "педагогически оправданные наказания":
- замечание, сказанное более громким голосом, с интонацией неодобрения;
- выговор, когда с ребенком строго и серьезно говорят о недопустимости его поступков;
- просьбы и советы, разговор с ребенком;
- временная изоляция от коллектива. Ребенка сажают на стул, предлагают спокойные игры. При этом ему объясняют, почему это произошло. Дети в 2-3-летнем возрасте весьма неусидчивы, и посидеть спокойно 5-10 минут - это наказание. Но если ребенка извне не "затормозить стульчиком", то вряд ли он самостоятельно направит свою энергию в мирное русло. А вот уже в 5-6 лет сидение одному за столом, пусть с той же раскраской или пазлом, уже вызовет в ребенке желание подумать о своем поведении;
- лишение привилегий. Шалуну могут отстранить от дежурства, так как воспитатель подчеркнет, что не может доверить такую важную работу тому, кто не умеет хорошо себя вести.
Хочу еще подчеркнуть, что все воспитатели дошкольного учреждения должны иметь педагогическое образование, иначе с ними просто не будет заключен трудовой контракт. Почему это важно? Воспитатели должны знать об особенностях психического, физического развития ребенка на разных этапах, понимать, какие процессы уже задействованы, а какие только развиваются. И исходя из этого строить свои отношения с воспитанниками; от поощрения до наказания. Существует "золотое правило": каким ребенка в сад привели утром, таким его и нужно отдать вечером родителям (это затрагивает все аспекты - от состояния одежды и прически, до эмоционального состояния), единственное, что может прибавиться - так это умения и навыки, ведь в саду дети не просто проводят время, но еще обучаются.
Это одна сторона медали. Посмотрим на ситуацию иначе. Ваш замечательный ребенок одномоментно начинает заявлять со слез ами, что в саду плохо, его наказывают, бьют, и не хочет он идти к злой тете. Что делать тогда? Как отделить фантазию ребенка (при простом нежелании идти в сад) от реально происходящих событи й?
Хрипкова Юлия, психолог МБДОУ " 29 г. Тулы
Давайте сначала остановимся на том моменте, когда ребенок "лжет во спасение". Ну не хочется ему идти в сад, просто из своих внутренних убеждений. И вот он вам рассказывает, как воспитатель его шлепала по попе, не давала пойти в дневной сон в туалет или еще какие ужасы. Первое - говорите с ребенком! Попытайтесь выяснить подробности происшествия. Когда это случилось - утром или вечером, кто был рядом, когда его шлепали, за что ударили, и т.д. Если ребенок начнет "путаться в показаниях", то есть смысл усомниться в справедливости его слова. Естественно, причин для нежелания посещать детский сад много - от готовности самого ребенка находиться в социуме, умения общаться с детьми до простого нежелания просыпаться рано утром.
Если такая ситуация возникла, попробуйте проиграть ее, чтобы понять до конца - где правда, а где фантазия. Пусть любимая игрушка пойдет в детский сад, за нее будете играть вы, а вот воспитателем-игрушкой пусть будет малыш. Если ребенок в качестве воспитателя может ударить шалуна-игрушку, наказать, повысить голос, то стоит сильно задуматься. Ребенок пока сам не в состоянии создать модель поведения, он "отзеркалит" то, что видел и слышал.
Еще один способ выяснить правду - нарисовать ситуативную картинку о детском саде (предложите изобразить, как дети играют в садике, как занимаются). Посмотрите, как ребенок нарисовал воспитателя, какие цвета использовал на картинке. Черный - показатель тревожности; если у воспитателя большие глаза - это явный признак страха, который испытывает ребенок; много мелких деталей, штрихов - тревожность.
Итак, если ваше чадо нафантазировало себе "злую МарьИванну", стоит тоже подумать - почему? Может быть, вы слишком давите на ребенка тем, что он ДОЛЖЕН ходить в сад? Никому и ничего он не должен! Возможно, не прошел еще адаптационный период, и ребенку сложно приспособиться к новому распорядку дня, новым людям, детям. Все этим моменты надо прорабатывать, и желательно с психологом.
А если рассказанное ребенком имело место быть? Сначала, собравшись с духом, идем разговаривать с воспитателем. Ведем себя при этом максимально корректно - не кричим, не разговариваем на повышенных тонах, не оскорбляем, тем более при ребенке. Эмоции, даже праведный гнев, не лучший помощник. Пытаемся выяснить, что де произошло. Если ответ вас не удовлетворил - идем к заведующей. "Разбор полетов" будет уже на более высоком уровне. Воспитателю грозит дисциплинарное взыскание, если сказанное вами подтвердится, так как все педагоги подписывают должностные инструкции, в которых указывается, каким образом они должны вести себя. Если же ситуация более чем сложная и связана с физическим воздействием на ребенка, то - обращение в прокуратуру.
И не надо бояться, что вашего малыша в садике после этого будут "гнобить" или как-то по другому к нему относиться. Вы - официальный представитель ребенка и имеет право знать, что с ним происходит в дошкольном учреждении в ваше отсутствие.
И обязательно! Если ситуация конфликтная, поведение ребенка изменилось, были выявлены неправомерные действия воспитателя, - обратитесь к психологу. Ситуация сама по себе не рассосется, нужна психокорреция и вывод ребенка из психотравмирующего состояния.
Что сказать в заключение?
Мамы и папы! Будьте предельно внимательны к рассказам своего ребенка, не оставляйте без внимания его попытки донести до вас свои эмоции и переживания! Пусть наказания даже окажутся мнимыми, но душевные переживания-то настоящие! Разговаривайте с малышом, лучше выявить проблему в зародыше, чем потом распутывать клубок проблем.
Вам понравилась публикация?
Анна Диянова
О наказании и поощрении детей дошкольного возраста
Наказание в детском саду - вопрос очень щекотливый. Ребенок шагает по дороге жизни смело, не задумываясь над каждым шагом. Мы, взрослые, помогаем ему шагать по жизни, предостерегая и направляя его, рассказывая о том, как вести себя за столом и на улице, в общественном транспорте и в гостях. Нам кажется, что все эти правила непременно нужно соблюдать. Но всегда ли с этими правилами согласен ребенок? Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения - отлично, даже больше чем надо.
Таким образом, каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.
В наше время среди педагогов, психологов и родителей бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. В свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.
Наказание является составляющей часть воспитания.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка с целью вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия - разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.
Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя и допускать безнаказанность. Без применения какой–либо формы наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически.
Сразу скажем, что физические меры наказания недопустимы, как дома, так и в учебном учреждении, так как противоречат не только морально-этическим нормам, но и действующему законодательству.
Если ребенок ведет себя плохо, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в дошкольном учреждении возможно применить педагогически оправданные наказания:
Замечание , но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
Просьбы или советы
Лишение ребенка чего-то приятного . При этом важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание- это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте несколько минут для них испытание!
Лишение каких- либо привилегий , например - не выбирают на главные роли в игре. Воспитатель может отстранить провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести или идти первым в строю - шалуны становятся последними.
Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников . Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение - сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.
Иногда применяют так называемый метод естественных последствий , т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил воду - вытри, сломал постройку - возведи новую. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью - нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Правила наказания
Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
Наказание никогда не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай".
За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.
Наказан - значит прощен, страницу жизни перевернул- никаких напоминаний.
Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. «Придумай себе наказание сам». Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им взрослые.
Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения.
В дошкольном учреждении поощрение часто связано с наградой в виде разрешения поиграть с определенной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры, различных фишек при оценке их действий.
Однако следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение, – ждут подарков или начинают зазнаваться. Воспитатель не должен постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании.
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают.
Дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.
Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?»
Правило первое
Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.
Правило второе
Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Необходимо определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».
Правило третье
Требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.
Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно,что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.
Правило четвертое
Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.
Правило пятое
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.
Таким образом, поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой “воспитание”. Поэтому каждому педагогу необходимо знать основные правила поощрения и наказания, и применять их сбалансировано, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Литература.
1. Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как?» АСТ, 2008.
2. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., «Педагогика», 1971.
3. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. - М., "Гардарики", 2004.
4. Леви В. Л Нестандартный ребёнок. М. : Леви-центр,1996.
5. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятие. Игры». Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 2001.
6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
7. Рылеева. Е. В. «Путешествие в мир эмоций». М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
8. Степина Н. М. "В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. : Айрис - Дидактика. Москва, 2004.