Семья как система: законы и особенности
Семья, с точки зрения системной семейной терапии, представляет систему. Вообще, система – это кибернетическое понятие и суть его сводится к следующему. Несмотря на то, что система состоит из отдельных частей, она функционирует на новом уровне и ее функционирование нельзя свести к суммарному функционированию ее членов. Это правило называется «целое больше, чем сумма его частей». Семья Ивановых – это нечто большее, чем Маша Иванова и Саша Иванов. Семья Ивановых обладает новыми потребностями и целями, отличными от личных потребностей мужа и жены.
Другой особенностью является взаимное влияние каждого из членов системы друг на друга и систему в целом. В семье вообще не действует обычная линейная причинная связь, типа «муж пришел поздно, поэтому я разозлилась». В семье всегда работает круговая причинность, типа «я отказала мужу в ласке, поэтому он пришел поздно, тогда я разозлилась и ушла ночевать к маме. Мужу снова не хватило внимания, и он вовсе перестал приходить ночевать».
Семью, как систему, можно сравнить с целостным живым организмом, имеющим свои желания и потребности. И эти желания оказываются более весомыми, чем потребности ее отдельных членов. Поэтому в семье люди ведут себя по-особому. Часто так оказывается, что кто-то из семьи понимает неадекватность своего поведения и реакций, но ничего изменить не может. Потому что его реакции задаются семейной системой и той ролью, которая ему в ней отводится. Я, как психотерапевт, часто сталкиваюсь такой проблемой, что человек жалуется на свою неуспешность, ищет, часто подолгу, причины в себе, занимается самокопанием и самоедством, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что проблема то не в нем, а в структуре семейной системы. Он оказывается своего рода «мусорной корзиной», в которую его, не вполне благополучная система сбрасывает весь негатив.
В системной терапии такая ситуация называется «идентифицированный пациент». Смысл таков, что патология находится не в этом конкретном человеке, а в семейных взаимоотношениях. Чаще всего идентифицированными пациентами становятся дети, подростки и другие, наиболее зависимые и несамостоятельные члены семьи. Наличие нездорового члена помогает как-то стабилизировать семью, потому что все хорошее оказывается «в нас, в семье», а все плохое «в нем». Распространенный пример, «мы (семья) – интеллигентные люди, а он – алкоголик (бездельник, психбольной)». Если же попытаться интегрировать слабого члена системы, то всей семье придется тоже изменять свой семейный миф, а здесь есть серьезные трудности.
Здесь мы подходим к двум ключевым законам семейной системы – это закон постоянства (гомеостаза) и закон развития. Сразу видна разнонаправленность этих процессов – стоять на месте или идти вперед. Семейная система парадоксальна, как все живое и оптимальное развитие заключается в преодолении этих противоречий. Эта ситуация перекликается с двумя базовыми эволюционными инстинктами – инстинктом сохранения себя и инстинктом сохранения вида. Нужно найти компромисс между родительским желанием сохранить свой образ мира и настоятельным требованием потомков принести нечто свое новое в этот мир. Изменения в системе происходят медленно и с серьезным сопротивлением. К примеру, сессии индивидуальной терапии проводятся раз в неделю и чаще. Семейная системная терапия идет гораздо медленнее, сессии проводятся раз в две недели, а то и реже. Семья – это более косный механизм, чем индивидуальная психика.
Как видите, перед семьей стоит непростая задача и можно выделить два типа семейных систем по признаку того, как они могут разрешить эти противоречия. Семьи бывают функциональные и дисфункциональные.
Функциональная семья способна выдержать все типичные кризисы семейной жизни. Эта лодка способна продержаться и в штиль и в ураган. В функциональной семье развитие каждого из ее членов является приоритетным. Муж поддерживает жену в ее начинаниях, она его. Важный момент, в функциональной семье самые сильные эмоциональные связи располагаются по горизонтали: между мужем и женой, между братом и сестрой. Вертикальные эмоциональные связи, например, между мамой и сыном, должны быть на втором месте. Поэтому, распространенная гордость мамы, что она «всю себя посвятила детям» – это признак дисфункциональной семьи, которая может развалиться при ближайшем кризисе.
В функциональной семье используются функциональные стабилизаторы. Стабилизаторы семейной системы – это определенные стереотипы взаимодействия, которые приводят семью к равновесию. Функциональные стабилизаторы – это общие интересы, досуг, благополучные дети и их развитие.
В дисфункциональной семье все по-другому. Эмоциональные связи между супругами часто стоят на втором, а то и последнем месте. Часто мать, недовольная своим мужем, всю себя посвящает детям. Дети и их проблемы, обычно выступают негативным стабилизатором во взаимоотношениях. Вообще, детские трудности, страхи, болезни – это не проблемы детей, а проблемы взаимоотношений.
Дети очень чувствительны к невысказанным сложностям семьи и бессознательно сами играют ту роль, которую от них требует поддержание семейного гомеостаза. Например, родители все время ссорятся о том, как им воспитывать сына, который не хочет в школу. Если убрать все эти ссоры вокруг ребенка, то часто оказывается, что и поговорить то им больше не о чем. Другой вариант, у ребенка детская астма. Мама с папой постоянно ругаются и замолкают только тогда, когда у ребенка приступ. Так болезнь ребенка позволяет сохранить равновесие в семье.
Алкоголизм – это, обычно, семейная проблема. Ссоры вокруг пьянства часто служат способом выпустить пар и не касаться реальных сложностей во взаимоотношениях. Муж в этом случае часто проявляет пассивную агрессию. Классическая ситуация, он в трезвом виде молча терпит недовольство жены, а тут напьется и…понеслось. В этом случае важно, чтобы жена проявляла крайнюю нетерпимость к алкоголю. В моей практике был случай, когда на прием явились теща с новоиспеченной женой и начали сетовать на алкоголизм молодого мужа. Выясняется, что муж позволяет себе бутылку пива по выходным. Я спрашиваю: «Это которая полтора литра?». «Нет, – отвечают, обычная, ноль пять». Вот так мужья и становятся алкоголиками. Это конечно, утрированный случай, но жизненный.
Следующий признак дисфункциональной системы – это незавершенные эмоциональные связи вне текущей семьи. Главное правило гласит – эмоциональные отношения в текущей семье важнее всех предыдущих. Поэтому мамы, папы, бывшие жены и даже дети от бывших жен должны оставаться на втором месте. Если у мужа или жены сильная эмоциональная связь с матерью, она каждый день звонит и интересуется, то эта связь будет растягивать новую пару подобно магниту.
В отношениях со свекровью и тещей все тоже достаточно просто. Если, например, свекровь наседает на невестку, то это потому и только потому, что муж не дает матери прямого указания: « Мама, это моя женщина, я ее люблю и я хочу, чтобы ты к ней относилась доброжелательно и уважительно». Напротив, такой муж осознанно или неосознанно поддерживает соперничество между двумя важными для него женщинами. То же самое справедливо и для тещи и бывших супругов.
Часто бывает, что жена во время ссор переезжает к родителям. Это тоже признак нестабильной семьи и делать этого не следует. Если семья сможет перенести все свои сложности без пространственного разрыва, то это даст ей шанс для гармоничного существования в будущем и воспитания здоровых детей.
Перевести семейную систему из дисфункционального состояния в функциональное можно, хотя и сопряжено с рядом трудностей. Главное, на мой взгляд, желание договариваться, возможность принятия собственных ошибок и работа над патогенными стереотипами взаимодействия. Часто появляется борьба за то, кто должен сделать первый шаг, т.е. озвучить проблему и начать поиск ее решения.
С одной стороны, мужчины чаще обращаются на терапию с семейными трудностями, когда ощущают себя «главой семьи», а глава семьи это не тот, кто больше зарабатывает, а тот, кто себя осознает ответственным за семью, ее существование и развитие. С другой стороны, у женщин, в силу психологических особенностей гораздо больше возможностей для эмоционального принятия и примирения. Так что, если действовать сообща, то результат не заставит себя долго ждать.
Семья как система — основы семейного благополучия
Основы семейных отношений – это то, что невозможно убрать, без чего они перестанут существовать. Взаимоотношения мужа и жены должны строиться на прочном фундаменте. Его укреплением необходимо заниматься ежедневно. Чтобы в маленьком мире царила гармония, нужно знать, на чем базируются основы семейных отношений.
Особенности семейной системы
Семья как система обладает целым рядом свойств. Во-первых, семья — это нечто большее, чем просто сумма составляющих ее частей. В нее могут входить мама, папа, ребенок и другие члены, но она ими не исчерпывается: есть еще отношения между ними, семейная история, семейный климат, главные и второстепенные правила и семейные мифы. От всех этих вещей зависит качество жизни вашей и ваших домочадцев.
Внутри семьи существует огромное количество взаимосвязей. Это означает, что если вы хотите улучшить семейную атмосферу, вам надо изменить отношения и поведение всех домочадцев. Семья очень сильно влияет на жизнь и состояние ее членов. Это влияние настолько сильно, что каждый из них поодиночке может иметь одно намерение, а по факту получать что-то совершенно другое — что-то, что подчиняется законам данной конкретной семьи. Например, родители могут хотеть детям исключительно добра, но строить свои отношения с ними так, что дети вырастут несчастными или инфантильными.
Семье необходимо взаимодействие с окружающей средой. Согласитесь, современная семья просто не выживет, если мама не будет ходить за продуктами, отец — на работу, а дети в школу. В семьях, которые пытаются отделиться от общества и являются закрытыми, всегда полно различных проблем: наркомания, нервные расстройства, неудачи в личной жизни ее членов и многое другое.
Очень интересным является тот факт, что на вашу семью оказывает влияние не только реальность вокруг вас, но и семьи ваших с мужем родителей. Например, многие порядки и правила, которые, казалось бы, сами возникают в вашей жизни, на самом деле идут оттуда. На этой почве в молодых семьях часто возникают конфликты: жена привыкла, что в ее семье были одни традиции, а муж привык к совершенно другим. И каждому из них его способ жизни кажется единственно правильным. Разобраться в такой ситуации порой бывает очень нелегко даже со стороны.
Но это еще не самый страшный вариант. Гораздо хуже, если по наследству от родителей вашей семье достались такие неприятные явления как алкоголизм или психосоматические болезни.
Бывает и так, что в молодую семью переходят проблемы, нерешенные в старой. Например, у дочери были проблемы с ее отцом: они постоянно ссорились и никак не могли найти общий язык. Проходит время, она выходит замуж, но отношения со своим мужем она выстраивает по образу и подобию отношений, сложившихся с отцом. Не надо быть экстрасенсом, чтобы предугадать, что они не будут счастливыми.
Каждая семья имеет свои границы — это некие правила и предписания , в рамках которых она живет (кому, что и когда делать). Они могут быть внешними, отделяющими семью от окружающей реальности, и внутренними, отграничивающими семейные подсистемы друг от друга (супруги, дети и т.д. …). Границы могут быть жесткими и размытыми. Если внешние границы семьи жесткие, то все взаимодействия членов семьи с миром бывают жестко регламентированы: кто и как часто приходит в гости, можно ли бывать в обществе без супруга, насколько родители супругов могут вмешиваться в их жизнь и т.д. … Размытые внешние границы тоже не сулят ничего хорошего: дом очень часто превращается в проходной двор, а семейные нравы оказываются настолько свободными, что кого-то это может не устраивать.
Жесткие внутренние границы означают мало поддающиеся изменениям правила для всех членов семьи. Поведение каждого должно быть подчинено четкому расписанию, а любые отклонения будут осуждаться. Например, ребенку положено ложиться спать в десять часов, после чего он должен быть в кровати, и к нему никто не подойдет, что бы ни случилось. Размытые внутренние границы — это всегда полное отсутствие личностного пространства у членов семьи. Нет никакой возможности уединиться и побыть одному. Все, что происходит в одной подсистеме, тут же переходит в другую. Например, если у супругов проблемы и они поссорились, то ребенок сразу же начинает болеть.
Все семьи по большому счету подчиняются двум законам — закону развития и закону равновесия. Парадоксально, но они противоположны по направленности действия. Закон равновесия способствует сохранению существующего порядка вещей в семье любым путем. Даже если всем членам семьи очень плохо, они бессознательно будут вести себя так, чтобы сохранить этот порядок. Каждому может казаться, что лучше худая стабильность, чем внезапные перемены. Именно из-за этого во многих семьях, где есть очевидные проблемы, эти проблемы могут сохраняться годами, все сильнее и сильнее изматывая членов семьи. А закон развития состоит в том, что семья как функциональная система не стоит на месте, а пытается прожить свой собственный жизненный цикл. О том, какие стадии в него входят, будет написано чуть ниже. На стороне закона развития работают такие неизбежные вещи, как вступление в брак, рождение детей, процессы старения и умирания.
Семья как система
Семья рассматривается как система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи. С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы – те, которые функционируют автономно. Открытые – которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить – она существует в социуме, и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет – системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться. Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.
Функции семьи
Функция семьи — это исполнение, выполнение определенной роли в социальной системе или в малой социальной гриппе (семье).
Репродуктивная функция. Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.
Воспитательная функция. Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
Обучающая функция. В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.
Коммуникативная функция. Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством.
Духовно-психотерапевтическая функция. Духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.
Развлекательно-рекреативная функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.
Сексуально-эротическая функция. Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья – хозяйственно-бытовыми способами.
Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними.
Статусная функция. Передача по наследству некоторых статусов, например место в культуре, национальность, место в социальной страте и др.
Функция социализация. Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.
Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия.
Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумение родителей правильно воспитывать свое дитя — одна из причин возникновения жестокости. На первый взгляд, эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания иногда лежат гораздо глубже — в родительских мотивах (желание иметь в своем распоряжении объект для манипулирования; бессознательная потребность перенести на малы– ша унижение, которому подверглись когда-то сами; страх и неприятие каких-то проявлений в собственных детях, потому что это слишком напоминает самого родителя, причем не с лучшей стороны; потребность найти выход для подавленных чувств и др.), причина может быть в сложившейся системе взаимоотношений в семье. Как ни прискорбно звучит, но маме может быть «выгоден» больной ребенок, чтобы удержать в семье мужа; бабушке может быть «выгоден» нервный ребенок, чтобы доказать дочери, что как мать она ни на что не годна и без нее, бабушки, все пропадут; папа может быть заинтересован (бессознательно) в неуспехах ребенка, чтобы иметь оправдание своим запоям: ему так тяжело, жена воспитала такого плохого сына (дочь), все кругом виноваты, и так далее. Учет этих сложнейших механизмов функционирования семьи осуществляется с помощью системного подхода.
Системный подход формирует объемный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность нарушения, на его комплексность. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может.
Семья как любая система — самоорганизующаяся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде правил, норм. Например, в глазах воспитателя, психолога семья может .выглядеть благополучной, но на самом деле испытывать огромные трудности, которые до поры до времени скрывает от не слишком внимательных и наблюдательных глаз; семья может создать о себе любой миф (для окружающих), чтобы сохранить иллюзию целостности, от которой страдают сами члены семьи, особенно — дети.
Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию-.развития предъявляет ко всем ее членам новые требования. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от ребенка. Разными будут требования к ребенку-дошкольнику и ребенку-первокласснику как со стороны членов семьи, так и со стороны общества. Если семья не справляется, возникает риск ее дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной, то есть не справляющейся со своими функциями. Обычно подобная семья попадает в поле зрения специалистов.
Системный подход означает, что семья — не просто сумма ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая аналогия может лучше иллюстрировать это положение — ингредиенты для супа не то же самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образуют суп как нечто особое, самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь, капуста и бульон.
Семья — это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы и одновременно само объясняется их влиянием.
Благодаря системному подходу специалисты научились помогать изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистичными, агрессивными, и обучать членов семьи ответственности за свои слова, поступки. Итак, кратко резюмируем сказанное.
♦ Семья — это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы (например, хроническая болезнь ребенка влияет на других членов семьи и их отношения друг с другом и с ребенком).
♦ Проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем ребенка или мамы, имеет разные причины.
. Важно увидеть причины, ведущие к усилению или ослаблению проблемного поведения. Например, ребенок ведет себя «ужасно», потому что мама с папой все время ссорятся, а ребенок своим поведением пытается объединить их «против себя», тем самым сохраняя семью.
♦ Циркулярность процессов в семье. Если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности. Например, ситуация, когда девочка 4,5 лет отказывается ходить в сад, просится к бабушке, которая ее жалеет, кормит вкусно и т.п., повторяется постоянно в ситуациях ссоры бабушки и мамы.
♦ Проблема в семье обязательно выполняет какую-то функцию. Несмотря на свою болезненность, она часто становится в чем-то выгодной для всех членов семьи, и потому так трудно порой изменить поведение и установки членов семьи: им так удобно, привычно, понятно.
Семейные отношения — это отношения власти: доминирование — подчинение, ответственность за принятие решений, иерархия взаимоотношений. Последняя определяет в семье правила поведения и роли, которые исполняют члены семьи (например, мама — «жертва», папа — «диктатор», ребенок — «кумир»; папе дозволено в семье то, что не может быть позволено маме и ребенку и др.).
С помощью системного подхода описываются границы семьи: внешние и внутренние. Внешние границы: некоторые семьи живут очень изолированно, замкнуто, как бы охраняя свою территорию. Другие напротив — чрезмерно общительны, открыты внешнему влиянию, редко собираются только своей семьей, у них постоянно присутствуют посторонние люди. В данном случае речь ведется не об эпизодических ситуациях, а об устойчивом стиле поведения семьи. Внутренние границы устанавливают разделение между поколениями — подсистемами (родительской, детской, прародительской, индивидуальной). Эти «водоразделы» могут быть как очень проницаемыми, так и очень закрытыми, неподвижными. Например, бабушка в семье занимает родительскую позицию и по отношению к своему сыну, и по отношению к своему внуку, включаясь в жизнь обоих так, как если бы была матерью двух маленьких мальчиков, таким образом, границы ее прародительской подсистемы размыты и нечетки: где она действует как бабушка, а где как мама. Такая ситуация очень осложняет внутрисемейные отношения. В случае жестких границ между поколениями не происходит обмена опытом между поколениями, что тоже плохо для роста и развития семьи в целом и отдельных ее членов; или, скажем, одинокая мама воспринимает себя только мамой пятилетней дочки и «забывает», что она еще и женщина, сотрудница, дочь, сестра, «жертвует» своей карьерой и личным счастьем «ради дочери». Понятие границ семьи характеризует эмоциональную близость членов семьи: в сплоченной семье ее члены оказывают друг другу поддержку и понимание; семья может быть разобщенной, холодной и неуютной для ее членов; бывают ситуации, когда какие-то члены семьи так тесно привязаны друг к другу, что «душат» любые ростки самостоятельности — это ситуация симбиоза, слияния границ (например, мама настолько привязана к ребенку, что пребывает в полной уверенности: чего желает она, желает и ее ребенок; мысли ребенка ей известны без утайки, и на этом основании она склонна принимать решения, часто используя местоимение «мы»: «Мы хотим то-то, а вот этого нам не нужно» и пр.).
Психологическое изучение семьи включает исследование:
♦ структуры семьи (состав);
♦ истории семьи (традиции, правила, ритуалы). Изменения с кем-то одним заставляют остальных членов семьи
взаимодействовать друг с другом по-новому, не так, как прежде. Как ни парадоксально, но может возникнуть опасность разрушения системы в результате усиливающихся изменений, поэтому специалистам важно уметь получать обратную связь, в том числе отрицательную. Если в семье, вопреки благой идее улучшения взаимоотношений, возникнут напряженные моменты, необходимо вовремя это распознать и поддержать членов семьи в намерении -изменить ситуацию, устоять против сопротивления других членов семьи. Такое сопротивление — нормальное явление, потому что семья — это система, вырабатывающая свои способы взаимодействия, чтобы быть целостной. Поэтому любые, даже вполне нейтральные на первый взгляд изменения могут в какой-то конкретной семье привести к так называемому «усилению отклонений», дестабилизирующих систему. Некоторые семьи активно сопротивляются любым изменениям, потому что это чревато дестабилизацией, а они новым способам взаимодействия не научены и не готовы к ним. Поэтому так важна подготовка воспитателей и специалистов к восприятию семьи как системы, это поможет адекватно воспринимать жалобы членов семей на детей или природу конфликтов и своевременно подсказать пути выхода (направить на консультацию к психологу, предложить участие в тренинге, успокоить, обнадежить, помочь увидеть новую грань в болезненной проблеме и т.п.), быть бережным, экологичным специалистом.
* РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЕЙ
Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.
Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Сложность в том, что к специалистам приходят семьи с запущенными ситуациями. Большинство живут, накапливая проблемы, живут как живется («так жили родители и прародители, и ничего, выжили»).
Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последние имеют специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку и т.п.). Родительство — очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Им больно видеть, если их ребенок страдает от какого-то недуга, не такой, как все. В такой ситуации родителей нельзя загонять в угол. Если человек не знает, что делать, а ему указывают на ошибки и промахи, то научиться он вряд ли сумеет, а вот усилить социальное сиротство своих детей и внуков — сможет. Родителе^ тоже на Д° формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Современные родители — это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний^ Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского (материнского, в частности) поведения. Если у ребенка мама «двоечница» (не умеет общаться с ребенком, не понимает его нужд, сосредоточена на том, как должно быть, и проч.), то ребенок «трудный» в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребенком и родителем складываются непродуктивныетипы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жестко-агрессивные и др.).
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 116 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Семья как система
1. Понятие о структуре семьи. Взаимосвязь структуры и функции семьи.
2. Характеристика основных параметров семейной структуры: сплоченность, иерархия, границы, гибкость, ролевая структура.
3. Динамика семьи.
4. Взгляд на семью как систему характерен для современных семейных психотерапевтов.
Методическим основанием для рассмотрения семьи как целостного организма является общая теория систем. Основатель этой теории Людвиг фон Бертоланфи считал, что существуют два фундаментальных взгляда на мир – «механистический» и «оргатумический».
Для механистического, или Ньютоно-Галилеевского взгляда характерны:
1. элементализм, т.е. рассмотрение, любого предмета как состоящего из отдельных элементов (далее не делимых).
2. причинно-следственная обусловленность происходящего, где четко можно выделить причину и следствия.
Пример механистического взгляда на семью:
Оргатумический взгляд на мир.
Происходит из биологии и для него характерны:
1. хомизм (в основе которого еще Аритотелевское положение, согласно которому целое больше суммы частей, не сводится к простой их совокупности, лес не может пониматься как совокупность деревьев, человек – не собрание клеток, а семья не равна сумме некоторого количества индивидов, действующих самих по себе.
2. взаимовлияние и взаимопричинность всех частей и всех процессов в системе.
3. Пример оргатумического взгляда на семью:
Дадим определение основных понятий, необходимых для описания семьи как системы:
Базовое из них – система.
«Система – это комплексов объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты – свойства частей, а отношения связывают систему воедино».
Таким образом, систему нельзя определять как комплекс объектов, между объектами, имеющими свои свойства и характеристики, существует взаимовлияние, разного рода взаимоотношений, которые и составляют неповторимую организацию, неповторимую структуру каждой системы.
Семейная система динамична. Это означает, что влияние одного предмета на другой или отношение одного предмета к другому оказывает воздействие на все его части. Все предметы и отношения влияют друг на друга и испытывают на себе воздействие.
Поэтому мы можем понять части систем только как функции системы.
Системный подход содержит парадокс
В системной психотерапии это означает, что мы лучше сможем понять пациента, рассматривая не только его интропсихические особенности и проблемы (высокая реактивность, мнительность), но и, рассматривая его в контексте тех социальных связей, составной частью которых он является.
Поведение отдельного пациента, на первый взгляд представляющееся отклонением от нормы, странным при индивидуальном подходе, может стать естественным и понятным если рассматривать его как ответ на те взаимоотношения, которые имеют место. Пример из Пэгги Пэпп (любой).
Таким образом рассмотрение семьи как системы требует учитывать состав семьи, и взаимоотношения которые существуют между ее членами, т.е. системный подход к семье рассматривает каждую семью с точки зрения ее структуры, с точки зрения того как организуется выполнение ее функций.
Нарушения структуры ведут к дисфункциям, т.е. к нарушению или затруднению выполнения семьей ее функций.
Определяя понятие структуры, С. Минухин пишет: «Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия:
Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющие функционирование ее членов, очерчивающих диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними.
Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время, создавая ощущение принадлежности к целому».
Следует отметить, что члены семьи и не ощущают себя частью этой семейной структуры. Каждый человек считает себя самостоятельной единицей, неким целым, взаимодействующим с другими самостоятельными единицами. Он знает что влияет на поведение других, а те влияют на его поведение. Взаимодействие в рамках семьи он воспринимает как сложившиеся правила, обеспечивающие «мирное» благополучие. Нарушение правил ведет к конфликтам.
При анализе структуры семьи необходимо учитывать: состав семьи. По составу: полная, неполная, нуклеарная, расширенная, семья с приемными детьми и т.д.
Необходимо учитывать, что на вопрос о членах семьи люди одной и той же семьи отвечают по-разному.
При анализе структуры анализируются входящие субсистемы, т.е. рассматриваются семья на разных уровнях системы:
– вся семья в целом
Основные параметры структуры:
– внешние и внутренние границы
Ключевыми параметрами являются: иерархия и сплоченность. Существуют разные подходы к определению понятий иерархия и сплоченность.
Есть общее: иерархия – последовательное расположение объектов от низших к высшим в порядке подчинения
Говоря об иерархии, мы, прежде всего говорили об отношении власти: доминирование – подчинение.
Все супружеские пары сталкиваются с проблемой разделения власти и создания в семье иерархии при которой сферы контроля и ответственности распределяются между мужем и женой.
Понятие власти связано не только с возможностью доминировать и подчиняться, но и заботиться, принимать заботу, содействовать изменению – изменяться, отвечать за супруга.
Распределение супружеской власти может быть различным: авторитарным (матриархальное, патриархальное)
Между ребенком и родителями можно выделить 5 видов социальной власти:
1. Власть вознаграждения – ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым поступком, наказание – за социально-порицаемым.
2. Власть принуждения – в ее основе лежит жестокий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному – угроза, либо физическому).
3. Власть эксперта – основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).
4. Власть авторитета – в ее основе лежит уважение перед человеком (одним из родителей), который является образцом – носителем социально-одобряемого поведения.
5. Власть закона – единственная форма внеличностной власти, однако, носителем и истолковывателем «закона» – правил поведения – для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.
Между родительской и детской подсистемой могут быть:
1. отношения нормальные иерархические;
2. дисфункция иерархическая (доминирование ребенка над одним из родителей или подсистемой).
Сплоченность семьи описывается как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи.
В отношении семейных систем это понятие используется как для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое. Существуют разные уровни сплоченности, или эмоциональной близости. От низкой (члены семьи разобщены до чрезмерно высокого, когда образуется эмоциональное поглощение, зависимость). Члены семьи имеют мало личного пространства
Граница – этот термин используют для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также для описания отношений между различными подсистемами внутри семьи. Семейные границы выражаются через правила, которые определяют кто принадлежит к системе, подсистеме и каким образом.
Различают внешние границы – границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, как семья ведет себя с внешним окружением. По этому параметру можно говорить об открытых и закрытых семьях. Черников стр. 24. Если граница слишком жесткая, то имеется мало обменов между семьей и социальным окружением. Наступает застой в системе.
Внутренние границы – границы между членами семьи и субсистемами семьи. Они характеризуют степень дифференциации членов семьи и субсистем семьи. Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении среди различных членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя по разному между собой чем с ребенком.
Понятие границы поколений используются для того, чтобы показать межпоколенные различия в близости и иерархии.
В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями в родительской и детской подсистемах, отличаются от правил в родительско-детских подсистемах.
Например, родительские диады в целом имеют более высокую степень сплоченности, чем в подсистемах родитель-ребенок.
Существуют также ясные границы покалений по иерархии, где родители имеют относительно более высокий статус в принятии решений по причине их опыта, ответственности, материальных ресурсов.
Неблагополучие семьи часто связано с неясностью границы поколений.
Это выражается в коалициях через поколение, где сплоченность или преданность друг другу между родителями. В таких семьях существует большое число иерархических нарушений, например, перевернутая иерархия, когда влияние ребенка может превосходить авторитет одного или обоих родителей.
Семейная гибкость определяется Олсоном как количество изменений в отношениях власти, в семейных ролях, правилах регулирующих взаимоотношения. По этому параметру семейная структура может быть описана по шкале, где крайними полюсами являются: ригидность – низкий уровень гибкости взаимодействия в семье. Хаотичность –
Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее , по событиям и стадиям жизненного пути. Семья не меняет своего стиля функционирования в ответ на изменившуюся ситуацию (рождение, смерть, взросление, уход детей и т.д.). Система становится регидной, если она чрезмерна иерархизирована.
Роли чрезмерно распределены, правила в семье неизменны.
Хаотическое состояние системы связано с чрезмерным количеством изменений в ответ на изменение.
Руководство неустойчиво, роли неясны, часто смещаются от одного члена к другому. Решения принимаются необдуманно и импульсивно.
Такое состояние может преобрести любое семья в ситуации стресса, в той или иной момент времени (рождение первенца, смерть членов семьи, потеря доходов).
Проблемой это становится, если семья застревает в этом состоянии надолго.
Гибкость семейной системы проявляется в демократическом стиле руководства, открытое взаимодействие членов семьи и подсистем, в возможности обсуждать и менять семейные правила.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8913 – | 7588 –
или читать все.
95.47.253.53 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
«Семья — основа жизни». Сценарий родительского собрания-тренинга
Юлия Облавацкая
«Семья — основа жизни». Сценарий родительского собрания-тренинга
СЕМЬЯ – ОСНОВА ЖИЗНИ.
Крупы, бисер, банка, доска и фломастер, ручки по количеству участников, распечатанные листы, пачка карандашей большая и маленькая.
1. Тренинговое упражнение: «Тепло семьи».
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.
Какие знания и умения вы передаете своей семье? (доска)
Все мы рождаемся, растём, развиваемся в семье. Нам необходимо, чтобы рядом были близкие, любимые люди. Для особых детей именно семья является источником развития, познания, формирования и понимания. Семья делает их счастливыми. Не всегда мы осознаём это.
4. Что же мы даем своим детям в семье? Что семья вкладывает в своего ребенка, своих детей? Упражнение «сосуд».
Ребенок – это сосуд, в который мы «засыпаем» только самое лучшее разумеется.
(работа с крупой, банкой).
Встряхнуть – но как бы мы не старались, что-то изменяет наши «вклады» и мы получаем все же не то что хотели бы.
Что влияет на изменения наших «вкладов»? (работа с доской)
5. Главным центром жизни особого ребенка, да и любого человека является ДОМ.
Дом – самое дорогое место на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях вы ни странствовали, сколько бы лет ни прошло, сердце его будет тянуться к родному дому.
Что делает дом самым дорогим местом на земле?
Любовь, уют и тепло, нежность, тихие семейные вечера, семейные праздники и традиции.
1. Идейные ценности семьи
Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.
Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т. д.)
К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.
Беседа: «Ценности вашей семьи?».
2. Нравственные основы семьи
Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?
Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.
Дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.
Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.
3. Психологический климат семьи
Психологический климат – это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др.
На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически.
Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов.
4. Трудовая атмосфера и эстетика быта семьи
Трудолюбие формируется с раннего детства. В его формировании у детей решающую роль играют родители, семья. Важно с детства внушать детям, что в семье все должны помогать друг другу. Законом семейной жизни является равномерное распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи. Это параллельно является важным моментом в воспитании детей. Подрастая, дети берут на себя всё более сложные и ответственные обязанности по ведению домашнего хозяйства. В результате они реально помогают родителям, своей семье и отрабатывают у себя полезные привычки. Труд в семье обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантируя материальное благополучие. Бытовой труд выступает как средство проявления внимания друг к другу, заботливости, взаимного уважения. Порядок в семье достигается только общими усилиями, если каждый готов помочь другому.
5. Бюджет и хозяйство семьи.
Бюджет и хозяйство семьи обусловливается тем, что от того, как складывается экономическая жизнь семьи, во многом зависит семейное благополучие. Бытовая неустроенность не способствует поддержанию “тёплого домашнего очага”. Чем справедливее организовано в семье распределение обязанностей, чем более творчески относятся члены семьи к своим обязанностям, тем больше перспектив у судьбы брака. Хозяйственные стороны быта приобретают окраску высокой педагогики и истинного воспитания чувств. К этому следует относиться со все серьёзностью ввиду того, чтобы не утратить способность нежно и преданно заботиться о других. Это качество взращивается в семье.
Смысл конкурса – доказать, что корень «РОД» – основа жизни, не только для людей, а для всего живого на Земле.
Защита задания – у доски зачитывают все слова, остальные дополняют.
Делаем вывод: мы добиваемся большего количества сложносоставных слов позитивной направленности (приставка+корень+суффикс+окончание = например, «при-РОД-а», «за-РОД-ыш», чтобы доказать, что корень «РОД» – основа жизни, не только для людей, а для всего живого на Земле.
8. «Азбука семейного счастья».
Смысл конкурса – заполнить таблицу хотя бы по 1 слову на каждую букву позитивными качествами, необходимыми для счастливой семейной жизни.
Защита таблицы с азбукой – у доски 1 человек зачитывает все слова, если нет слова на какую-то букву – спрашиваем у остальных. Задаём вопросы, если качество вызывает сомнение. В Азбуке семейного счастья главное значение имеют духовные ценности, а не материальные.
Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Особое, пристальное внимание семейному воспитанию необходимо уделять детям с ограниченными возможностями для успешной самореализации и становления его как личности в обществе.
Основы семьи
Семья — сущность нашей жизни на земле. Семья это там где уютно, светло и тепло на душе, там где ждут, где помогут и поддержат в трудную минуту. Основы семьи — это то, что зарождается после любви мужчины и женщины.
Это маленький уголок счастья, уютный домик, куда человек бежит от каждодневной суеты и работы. Бежит от людей которые не понимают человека или он, никак их не поймет.
Там ждет, улыбка и радость детишек, забота родителей, поддержка сестер и братьев, когда прижимает к груди и говорит что любит, вторая половинка.
Основы семьи — любовь между мужчиной и женщиной, дети, семейные ценности, атмосфера и быт в семье
Любовь — это, то удивительное и дивное чувство которое соединяет двух людей. Это легкость и чистота эмоций, состояние души и тела человека в котором окунается не замечая ничего вокруг. Любовь база в построении отношений мужчин и женщин и в сохранения на годы семейного очага.
Очевидно, что в наше время без любви тоже женятся молодые люди, но мало из них живут благополучно и счастливо в семье, и еще когда рождаются детки и начинается семейный бюджет, домашний быт.
Семья, в которой жена или муж, или оба чувствуют перманентный дискомфорт в отношениях между собой, или у них постоянные ссоры и разногласия, только проблемная и может только привести к разводу.
Иногда люди удивляются, что мужчина и женщина создают семью, чтобы рожать и рости детей. Извините, а для чего, тогда? Для секса, для счастья просто быть вместе, жить в одном доме и в пустых разговоров по вечерам.
Это не семейная жизнь, а проживание мужчины и женщины, притом не для жизни, а для решения личных проблем и интересов. Для нормальной и полноценной жизни человека естественно нужен собственный ребёнок.
Объединенная жизнь мужчины и женщины, если не имеет цель рождение и воспитание детей, в развитие и продолжение рода, совершенна напрасна и нелепа. А так и живут некоторые люди, только для себя.
Главным фундаментом жизни ребенка когда рождается, да и каждого человека — собственный ДОМ.
Дом – родимый и дорогой уголок на земле. Дом наполнен такой любовью, таким счастьем и светом, что в каких бы странах ни путешествовали, хорошо там или плохо, сердце будет тянуться к чудесному месту — дому. Там, тихо и спокойно, там ждут семейные традиции и праздники.
Ценности семьи и нравственные основы
Семья – первая и главная для человека школа нравов, здесь человек делает первые шаги на путь становления как личность. Передача традиций с поколения в поколения играет главную роль.
К сокровищам семьи относятся семейные реликвии — воспоминания, награды, письма и документы. Внимательное отношение к ним – источник нравственной силы которая передается поколению. В семье, учат быть честными и правдивыми, простыми и сдержанными.
Каждый нравственный принцип конечно же изучается с маленького возраста в семье, в принципе, поступками. Дружба и уважение между родителями и детьми, тоже можем причислим к нравственным ценностям семьи.
Отношения в семье начинаются с умением уступать, вовремя закончить конфликт, не обманывать и настраивать друг друга на позитив.
Психологический климат в семье
Психологический климат – это объединение состояния, настроения, расположение людей в коллективе. Замечаем два вида психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется свойствами как: взаимопонимание, единство, эмоциональное состояние.
На психологический климат семьи имеет влияние взаимосвязь супругов с членами семьи и в прочем, друг к другу, и к окружающим. К благополучию семьи относиться и черты как: доверие, стремление к серьезности, умение осознавать недостатки и работать над ошибками.
Трудовая атмосфера и быт в семье
С раннего детства повлиять надо на трудолюбие ребенка. В формировании трудолюбию у детей решающую роль играют конечно же родители, семья. Важно с детства внушать детям, что в семье помогают друг другу.
Члены семьи делают свою работу, но это не значит что друг другу нельзя помогать. Это — серьезный аспект в воспитании детей. В результате дети, конкретно помогают родителям, и отрабатывают у себя полезные привычки.
Бытовой труд выступает как средство проявления внимания друг к другу, заботы, уважения и в последствии и материальное благополучие.
Если есть непонимания это может отразится на тёплые домашние отношения. Чем справедливее организовано в семье распределение обязанностей, тем точнее относятся члены семьи к обязанностям, тем больше перспектив у судьбы брака.
Создание семьи это — решающий шаг для человека, к которому готовьтесь серьёзно.
Жизнь в семье требует от человека способности к самоотдаче, внимательного и доброго отношения к людям, готовности к самовоспитанию.