VIGIL Journal Россия в Новом Свете
Ритм, краски и блеск – карнавал в Бразилии
Главный народный праздник Бразилии – карнавал. Это не просто художественно-этнографический фестиваль, а явление национального масштаба, неотъемлемая часть бразильского менталитета и ценнейшее культурное достояние страны. Это как природное явление, как смена времен года.
Бразильцы не без оснований считают свой карнавал самым ярким праздником на планете, который заряжает нескончаемой энергией, буйством красок, грохотом самбы и ликованием трибун. Это восхитительное и ни с чем несравнимое впечатление. С одной стороны страшно, и вместе с тем захватывающе, когда миллионы людей аплодируют тебе и вместе с тобой двигаются в ритме самбы. Те, кому посчастливилось попасть на полосу и вместе с танцевальными группами пройти по самбадрому, никогда не забудут этого ощущения единения со стихией, когда все мышцы тела невольно сокращаются в такт самбы, а каждая клетка организма содрогается от боя барабанов. Именно в эти самые минуты происходит полное понимание классического выражения «праздник, который всегда с тобой».
По мнению учёных, слово «карнавал» получилось от сочетания двух латинских корней: от carno- («мясо») и vale- («прощай»). До сих пор идут споры, что послужило источником карнавальной традиции. Говорят, в основе лежит «Потешный день» – праздник, завезённый в Бразилию португальцами, когда принято было дурачить друг друга, обливать водой, обкидывать сырыми яйцами, кукурузой и фасолью. Торжество сопровождалось песнями и плясками.
Яркий праздник проходил перед Великим постом и за 40 дней до Страстной недели. Первый настоящий маскарад прошёл относительно недавно – в 1840 году. Тогда толпы людей танцевали польку и вальс, передвигаясь по городу. Уличные парады стали частью праздника около десяти лет спустя. В это же время появились и ритмы самбы, пульсирующие такты которой совпадают с биением сердца. Такая музыка присуща африканским народам и появилась в Бразилии вместе с миллионами черных рабов и рабынь. Кстати, карнавальные костюмы до сих пор включают перья, травы и кости, что также напоминает об африканских традициях. Перья в костюме символизируют силы победы над невзгодами, проходя через которые человек становится сильным и приобретает божественную силу.
По данным Национальной Библиотеки, первой сохранившейся записью в жанре самбы считается пластинка 1917 года с карнавальной песней «По телефону» (Pelo Telefone). То есть в это время написана самба специально для карнавала. И только к 30-м годам ХХ века образовались первые школы самбы.
В каждом регионе страны карнавал имеет свои особенности, колорит, свои правила. И все же самым известным по праву является праздничный парад в Рио-де-Жанейро. «Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой день он создал Рио-де-Жанейро», – так говорят бразильцы о своем любимом городе.
За несколько дней до карнавала здесь определяется король Момо – самый тучный мужчина из конкурсантов, но одновременно веселый и подвижный. Накануне открытия праздника префект вручает ему символический ключ от города, как бы временно складывая с себя полномочия. С этого момента Момо становится единственным полноправным хозяином всемирной «столицы самба» в последующие пять дней. Главный закон в эти дни прост: всем веселиться!
Однако самое интересное событие карнавала – конкурсный парад школ самба на самбодроме «Маркес ди Сапукаи». Он был построен в 1984 году по проекту Оскара Нимейера – известнейшего латиноамериканского архитектора прошлого века, одного из основателей современной школы бразильской архитектуры. В канун своего столетнего юбилея Нимейера награжден орденом Дружбы «за большой вклад в развитие российско-бразильских отношений».
Одновременно тысячи музыкантов, танцоров и актеров разыгрывают задуманный сценарий. Для него создаются соответствующие костюмы и движущиеся на повозках декорации, пишутся тексты песен и музыка. На самбодром выходят самые роскошные и богатые школы самбы. Многие из них тратят на декорации и костюмы, при изготовлении которых используются перья, позолота, блески, бутафорские драгоценности, миллионы бразильских реалов. На проход одной школы по самбодрому длиной 700 метров и шириной 13 метров отводятся от 65 до 80 минут. Празднование победы отмечается как футбольное первенство мира с салютами и празднествами победившей школы. Участники, занявшие второе и третье место, также получают денежные призы.
Сотни тысяч туристов стремятся увидеть собственными глазами Латиноамериканскую страсть, нескончаемый поток танцующих, их безудержные танцы, карнавальные игры, которые льются через край.
Бразильский карнавал: буйство красок, зажигательная самба и сексуальные костюмы
В конце последнего зимнего месяца по всей планете прокатывается череда роскошных карнавалов и праздничных торжеств.
В частности, можно вспомнить некоторые из них:
- Гоанское торжество, во время которого (в течение трех суток) западным побережьем Индии правит легендарный Момо (или Момус);
- Марди Гра, на котором мечтают побывать многие гедонисты и гурманы;
- Венецианский карнавал, славящийся удивительным маскарадом;
- Бразильский карнавал, проходящий в ритме самбы.
Как раз карнавал в Бразилии и считается самым ярким, популярным и посещаемым в мире. Он буквально заражает своим весельем и запоминается на всю жизнь, если хотя бы однажды его посмотреть (и, тем более, если в нем поучаствовать).
О происхождении
Достоверно происхождение этого праздника неизвестно. Есть предположение, что начало положили «потешные шествия», весьма популярные у португальцев. Это были особенные дни, когда можно было подшучивать над знакомыми и даже незнакомыми людьми:
- Обливать их водой;
- Бросать в них куриные яйца;
- Обсыпать мукой.
Ходить по улицам считалось небезопасным делом – на балконах стояли девушки, которые готовы были вылить ведро воды на проходящих мимо симпатичных парней. И обижаться на красавиц за это было нельзя, ведь поступок был своеобразным флиртом и даже заигрыванием, намекающим на возможность близкого знакомства.
Еще одно мнение, касающееся происхождения бразильского карнавала, говорит о его родстве с языческими плясками. По крайней мере, именно оттуда пришел обычай украшать себя разноцветными перьями.
История бразильского карнавала в том виде, в котором он известен на сегодняшний день, началась в 1916. Именно тогда для торжественного шествия написали особенный танец самба. Чуть больше чем через десять лет в стране появились первые танцевальные школы, в которых обучали этому танцу.
В ритме самбы
Когда начинается карнавал, атмосфера Рио-де-Жанейро, главного города Бразилии, словно наэлектризована. Практически у любого человека по поверхности кожи пробегают искры, максимально повышается адреналин.
Улицы наполнены людьми, дороги перекрыты и по ним не ездят автомобили. Прямо посреди главных улиц можно увидеть полуобнаженных сексуальных красоток, которые зажигательно танцуют.
Торжество длится пять суток. В это время сразу несколько школ самба соревнуются между собою:
- Кто лучше владеет искусством танца;
- У кого костюмы красочнее и красивее;
- Чьи платформы для танца круче и так далее.
Главный самбадром располагается в центре города на улице Маркиза Сапукаи. Это широкая аллея, протяженность которой составляет 700 метров (при 13-метровой ширине). Она была спроектирована еще в 1984.
На трибунах для зрителей без труда размещается 70 тысяч человек.
Каждой танцевальной школе дается определенное время, за которое они должны успеть показать своих участниц во всей красе – девушки проходят по всему самбадрому. Общее количество участников зачастую превышает тысячу.
И любой желающий может присоединиться, если заплатит 600 долларов.
Все, что требуется от тех, кто непосредственно участвует в данном событии, и тех, кто наблюдает за этим – веселиться и позабыть обо всех проблемах.
Карнавальный пик обычно наступает в ночь с воскресенья на понедельник. Праздник не обходится без исполнения гимна, который называется «Расправь крылья». Этой песне уже более сотни лет, а ее автор – бразильский музыкант Шкинья Гонзаго.
Кажется, что все действо талантливо импровизировано. Однако, на самом деле, все движения были отрепетированы. И достаточно строгое жюри внимательно следит за танцующими красавицами и оценивает их движения, постановку и прочие нюансы.
Если у какой-нибудь танцевальной школы не получилось достаточно хорошо продемонстрировать свои таланты, она рискует потерять спонсоров на следующий год.
Костюмы танцовщиц
Основными материалами для костюма танцовщицы являются перья и лоскутки материи, украшением для которых служат блестки или стразы.
Каждый костюм должен:
- Подходить тематически к празднику;
- Подчеркивать натренированную фигурку девушки;
- Выделять ее среди толпы.
Ежегодно выбирается новая тема праздника, на которой и основывается танцевальная композиция.
Костюмы расшиваются вручную, украшаются великолепными узорами, стразами, разрабатывается оригинальный дизайн. Их вес оказывается достаточно тяжелым (не менее 50 килограмм).
Порою костюмами девчонок становится боди арт. Выступление в обнаженном виде запрещено, но минимум одежды и красивые татуировки разрешаются.
После праздника принято сохранять только костюмы победителей. Весь остальной реквизит просто-напросто выбрасывают, даже если его изготовление дорого стоило и заняло много времени.
-
День святого Валентина: происхождение праздника, его смысл и символы
День святого Валентина отмечается у нас сравнительно недолго. Однако сам по себе этот праздник совсем не молод и известен на протяжении.
Что подарить папе на день рождения: лучшие советы для интересного поздравления
Почему-то некоторые люди считают, что папам не нужно дарить что-то особенное на день рождения. Мол, папы – это такие строгие мужчины.
Подарок для подруги: как приятно удивить близкого человека
В то время как некоторые мужчины ведут дискуссии на тему того, бывает ли женская дружба, девушки продолжают дружить друг с другом, весело и.
Бразильский карнавал – праздник non stop
Что только не делают люди в попытке убежать от серости повседневной жизни! Кто-то отправляется в путешествие по экзотическим странам, кто-то осваивает экстремальные виды спорта. Однако, такие занятия, возможно, не каждому доступны по разным причинам. И совсем отчаявшиеся, пожав плечами, укладываются на диван перед «голубым экраном» телевизора, пытаясь уйти с головой в созерцание чужого веселья. Не очень привлекательная перспектива, не правда ли? А почему бы не попробовать принять участие в каком-либо празднике или карнавальном шествии? Выбор зависит от времени года, и он огромен в масштабах планеты.
Пожалуй, самым богатым на многочисленные праздники и карнавалы можно считать февраль. В конце февраля-начале марта по всему миру прокатывается волна карнавалов. Тут вам и венецианский карнавал с великолепными масками, больше похожими на произведения искусства, и карнавал в Дюссельдорфе, кстати – самый продолжительный в мире, со своими чудачествами и шуточными шествиям. И гоанский карнавал, с трехдневным правлением короля Мома. И карнавал Марди Гра – вожделенная мечта гурманов и гедонистов всего мира. Но самым ярким и самым сумасшедшим с полным правом можно назвать бразильский карнавал. Экзотическая смесь из европейской изысканности и первобытной страсти народов Африки, покоряющая и заражающая своим весельем.
Моменты истории
По сей день не затихают горячие споры о том, откуда же берет свое начало бразильский карнавал. Многие уверены, что началом послужили знаменитые в свое время в Португалии «потешные шествия». В эти дни было принято подшучивать друг над другом, обливать прохожих водой, «обстреливать» шариками с краской, яйцами, бобами и мукой. Девушки с балконов домов метили импровизированными снарядами прямо в головы понравившихся им парней. Причем «жертва» точного попадания не обижалась, наоборот – это воспринималось как своеобразное заигрывание и флирт. И могло послужить основой для более близкого знакомства.
Есть мнение, что основой карнавала послужили языческие пляски, когда красочные процессии проходили по улицам больших и маленьких городов. Кстати, традиция украшать себя яркими перьями берет свое начало именно в этих плясках.
Конечно, церковь осуждала элементы язычества, присущие таким народным гуляниям, но со временем, как в случае с русской масленицей, даже приурочила эти гуляния к последним дням перед Великим постом.
Но бразильцы не были бы бразильцами, если бы не внесли в карнавал присущие только этой стране нюансы. История бразильского карнавала в том виде, в котором он ежегодно предстает перед многочисленными участниками и гостями, ведет свое начало с 1916 года, когда специально для праздничного шествия была написана первая самба, ставшая главным атрибутом карнавала. Уже в 1928 году появились первые школы самбы. А ровно через четыре года бразильский карнавал стал местом соревнования всех этих школ. И не смотря на то, что карнавал в Бразилии достаточно молод, он с напором, присущим только темпераментным бразильцам, берет в плен и завоевывает многочисленные сердца настоящих ценителей праздников.
В экстазе зажигательного ритма
Рио-де-Жанейро – город-мечта Остапа Бендера. В дни карнавала его воздух как-то по-особенному наэлектризован. Кажется, что мелкие искры пробегают по коже, или в кровь впрыснули инъекцию адреналина. Еще секунда, и праздник упадет волной цунами, заставляя захлебываться всеобщим счастьем и весельем. В течение недели жизнь в Рио подчинена единому ритму – ритму самбы. На многочисленных улицах города нет места автомобилям и мотоциклам. Лишь полуобнаженные люди, танцующие прямо посреди многополосных дорог. Темпераментные бразильцы знают толк в веселии, не зря же в культуре этой страны замысловатым образом сплелись африканские, европейские и индейские традиции.
Целых пять дней многочисленные школы самбы соревнуются между собой в искусстве исполнения танцев, красочности костюмов и оформлении специальных платформ. Центр Рио, авенида Маркиза Сапукаи, где расположен самбадром – аллея шириной тринадцать метров и протяженностью семьсот метров, превращается в театр под открытым небом. Эту аллею спроектировали в 1984 году специально для проведения карнавалов. Сердца семидесяти тысяч зрителей, размещающихся на трибунах, бьются в едином ритме. Знаменитые школы самбы должны показать свое умение во всей красе. За строго определенное время они должны пройти по самбадрому, исполняя танцевальные па. В выступлении принимают участие несколько тысяч человек одновременно. Кстати, карнавал в Рио-де-Жанейро – явление демократичное, и тут не имеет значения, в каком районе города располагается школа самбы. Это может быть школа из престижного района – Grande Rio или из фавел – Rocinha; у всех есть возможность стать лучшими из лучших.
Официальная часть карнавала начинается с передачи символических ключей от города «королю карнавала». Его наделяют символическим правом издавать и отменять любые законы на протяжении всего времени проведения карнавала. Впрочем, главный закон этих дней звучит достаточно однозначно – всем веселиться! И ему с энтузиазмом подчиняются как коренные жители, так и многочисленные туристы, приехавшие специально для того, чтобы посмотреть на это костюмированное соревнование танцоров. А самые смелые решаются присоединиться. Заплатив всего 600 долларов, любой может стать частью процессии одной из школ самбы.
Пик карнавала приходится на воскресенье и понедельник, когда место на самбадроме занимают платформы, представляющие высшую лигу, – четырнадцать лучших школ Бразилии. Звучит гимн бразильского карнавала – марш «Расправь крылья», написанный еще в 1899 году композитором Шкинья Гонзаго. И начинается невидимое стороннему глазу соревнование. Почему невидимое? Все очень просто: глядя на это зажигательное действо, на прекрасные и гипнотизирующие движения танцоров, невозможно поверить, что каждое движение, каждая улыбка и каждый взгляд репетировались в течение года. Строгое жюри, следящее за карнавальным шествием, внимательно следит за малейшей неточностью в рисунке танца. Просвет в колонне шествующих или провисание в сюжетной линии могут привести к тому, что драгоценные баллы будут сняты, а танцевальная школа в следующем году будет вынуждена искать новых спонсоров.
Перья и стразы, или шедевр на одну ночь
Несомненно, при упоминании словосочетания «бразильский карнавал» в сознании четко вырисовывается фантастический костюм, состоящий из перьев и небольших лоскутков материи, украшенных стразами и блесками. Ведь главная его задача – подчеркнуть прекрасное, хорошо натренированное тело танцора, выделить его в толпе и обозначить главную тему праздника. Таким образом, костюмы на бразильском карнавале становятся полноправными участниками праздника.
Ежегодно каждая из сотен школ самбы называет тему, или «enredo» по-португальски, на которой основывается композиция танца. А значит, и оформление танцевальной платформы и карнавальных костюмов должно в точности соответствовать и раскрывать обозначенную тему.
Шикарные, расшитые вручную стеклярусом, бисером и ракушками, костюмы стоят огромных денег. Дизайнеры специально разрабатывают дизайн карнавального наряда, стараясь перещеголять друг друга. Ведь это и их соревнование.
Каждый узор, каждый аксессуар карнавального костюма имеет свое значение. И это неспроста, так как традиция носить на себе высокие головные уборы, украшенные перьями, пришли в Бразилию из Африки. Каждый такой головной убор – говорящий, то есть несущий определенный смысл. Так же, как и вышивка, доставшаяся в наследство от племен индейцев. Весят такие костюмы подчас очень много, до пятидесяти килограммов, а хрупкой девушке стоящей на платформе, нужно еще и танцевать, причем так, чтобы ни один зритель не заметил напряжения. А поэтому удобство костюма становится одним из основных критериев.
Иногда частью карнавального костюма может стать боди-арт. Власти Рио-де-Жанейро запретили танцорам выступать обнаженными, но зажигательную самбу удобнее всего танцевать в минимуме одежды. И чтобы не нарушать законы, но при этом не сковывать красивые тела многочисленными одеждами, танцоры прибегают к ухищрениям и наносят на тела «ритуальные» рисунки.
Как ни странно, но эти маленькие и не очень (высота некоторых костюмов достигает пяти метров) шедевры не хранят после карнавала в качестве реквизита, который может пригодиться в каком-нибудь спектакле. Их просто-напросто…выбрасывают. Несмотря на то, что многие участники продают машины, чтобы сшить себе достойный карнавальный костюм. И это связано совсем не с трудностями складирования. Как и многое другое, у бразильцев это действие несет в себе глубокий символический смысл. Так как карнавал в Бразилии предшествует Великому посту, прощание с костюмами означает прощание со всем плотским и низменным, так называемое прощание с плотью. Хотя некоторые костюмы все же удостаиваются чести быть сохраненными. Чаще всего это костюмы-победители. Их хранят в специальных помещениях. И надевают на различные шоу и фееричные мероприятия.
В ожидании рассвета
Выдержать ночь танцев, песен, даже простого размахивания руками – не так просто. Зашкаливают эмоции, разбегаются глаза, просто невозможно определиться, куда же смотреть: на самбадром, где происходит основное действо, или на трибуны, где не менее зажигательно выплясывают зрители. Иногда их танцы могут соперничать с танцевальными па профессионалов. Бразильский карнавал заканчивается на рассвете. И с первыми лучами солнца обессиленные, но, несомненно, получившие настоящее ощущение праздника зрители на белоснежных автобусах покидают самбадром. Каждый из них увозит с собой ни с чем несравнимый заряд позитивных эмоций. И кусочек настоящей бразильской страсти.