Классный час взаимоотношения между одноклассниками. Классный час "я и мой класс"

Классный час взаимоотношения между одноклассниками. Классный час
Классный час взаимоотношения между одноклассниками. Классный час "я и мой класс"

Беседа об умении строить взаимоотношения с окружающими

В нашем 5 классе, к сожалению, ребята часто обижают друг друга. Причем, почти каждый побывал и в роли обиженного и в роли обижающего. Эта проблема очень мешает жизни классного коллектива.

Для работы ребята распределились по 4 группам. Для того, что бы определить тему классного часа, ребята получили карточки со словами, из которых они должны составить фразу (Обида - несправедливо причиненное огорчение). Группа, первая выполнившая задание, прочитала определение.

Затем ребята получили задание продолжить фразу «Нам становится обидно, когда...» Вот такие ответы представили группы:

1. когда обзывают, ссорятся без причины, мешают заниматься делом, считают что мы хуже их.

2. нечестно обвиняют, ссорятся из-за пустяка, оскорбляют, смеются над нами.

3. говорят неприятные вещи, друзья оскорбляют, остаешься в одиночестве, завидуют твоим новым вещам, а не радуются с тобой вместе.

4. причиняют душевную боль, не хотят с тобой общаться, сплетничают про тебя, оскорбляют, не слушают твое мнение, предают тебя.

Я попросила ребят вспомнить ситуации, когда они сами обижали кого-то. На лицах ребят появилось смущение, было очень хорошо видно, что многим стало просто стыдно.

Следующим этапом нашей работы стал анализ ситуаций, в которых ребята обижают друг друга. Были взяты случаи, которые произошли в нашем классе, но, естественно, были изменены имена, завуалированы события.

Ситуация первая . В классе проводился вечер. Ирина Занозина очень ждала его, родители купили ей новое платье, и девочке очень хотелось его надеть. А покупали ей наряды не часто, так как, мама не работала, она сидела дома с маленькой сестренкой, а папа получал не очень большую зарплату.

Перед входом в кабинет Ирину встретил одноклассник: «Ну и вырядилась ты, Заноза».

Вторая ситуация. Алёне купили новую блузку, а подружка попросила девочку дать ей обнову, чтобы сходить завтра в школу. Алёна ответила: «Извини, но я сама в этой блузке в школе ещё не была, и вообще мне не нравится давать мои вещи другим». Подружка обиделась, подговорила своих одноклассников, и назавтра с Алёной никто не разговаривал.

Третья ситуация. В классе учился Витя. Он был худенький, невысокого роста, часто болел. А все остальные мальчики были выше и сильнее и при каждом удобном случае старались напомнить Вите об этом: «Эй ты, слабак », «Опять наш маленький простудился», «Посмотрите, он опять в тёплой шапке» и т.д.

Четвертая ситуация. У Лены был день рождения и тетя подарила ей красивую ручку. На следующий день девочка принесла ручку в школу и положила на парту перед первым уроком. А в это время мальчики затеяли беготню по классу и стали хватать всё, что попадало им в руки, и кидать друг в друга. Один из них схватил ручку и бросил её с силой, ручка упала на пол и переломилась пополам.

Нужно было проанализировать истории со стороны обижаемого и обидчика и предложить выход из конфликта.

В группах шла активная работа. Затем выступили по 3 человека от каждой группы. Ребята зачитывали свои ситуации. Затем очень справедливо и точно описали чувства и состояние каждого участника конфликта, каждая группа нашла достойный выход из сложившейся ситуации. Желающие из разных групп дополняли друг друга.

После этого я прочитала ребятам отрывок стихотворения.

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих

Помоги ему, он твой друг.

Легче станет от слов твоих.

От тепла твоих добрых рук.

В конце мастерской я предложила ребятам на листочках написать советы одноклассникам, что делать, что бы не обижать других, а может быть извинится за обиды, нанесенные другим.

В классе наступила тишина, писали все, многие даже просили дополнительные листочки. Советы и извинения я предложила разместить на доске или передать лично в руки. Все листочки оказались на доске.

Ребята в тишине прочитали все работы. Я видела, как у многих теплели глаза, как некоторые обменивались улыбками, прощая прошлые обиды.

Почти все записки были с извинениями перед одноклассниками и учителями, часть записок была с подписями, часть - неподписанные (хотя в классе секретов нет, ведь почерки всем знакомы).

Несколько примеров:

Алёша Ж., извини, пожалуйста, что я когда-то смеялся над тобой, а ты был расстроен.

Юля, извини, пожалуйста. Я не хотела тебя обидеть. У меня просто вылетело. Знаешь, ты для меня самая лучшая подруга.

Девочки и все учителя! Извините меня за все мои неправильные поступки. Я не хотела причинить вам боль. Я знаю, как это плохо. Мне очень плохо, когда я в чём-то виновата. Я искренне извиняюсь.

Кристина! Извини меня за то, что я обозвал тебя на вечере.

Дима, извини, что я тебя обидел. Я просто был занят, а ты меня отвлек, из-за этого я начал тебя обзывать.

Кристина, извини за вчерашний вечер. Я была не права.

Надежда Анатольевна (первая учительница), простите нас за то, что мы иногда Вас подводим.

Если я кого-нибудь обидел, извините!

Чтобы скачать материал или !

Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру.



Дружба Дружба бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Обязательным условием существования дружеских связей является отсутствие межличностной конкуренции в кругу друзей, относительно равное положение в социальной лестнице




Шабалина Мария Александровна Я думаю, что школьная дружба, это самая крепкая дружба, потому что она на всю жизнь. Её очень важно не потерять. То есть расстаться со школьными друзьями после 9 или 11 класса, и потом с ними встречаться, общаться, созваниваться и т. Д.




Школа - это не только постоянный поток новых знаний, то и настоящие испытание на прочность, в том числе испытание дружбой. Каждый дружит по разному: для кого - то друг - это человек, с которым весело и приятно провести время, для другого - тот, на кого можно всегда положиться, кто в любой беде твоя правая рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!

Ирина Малахинская
«Я и мои одноклассники - одна команда!»

Цели :

Помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о своем однокласснике .

Подчеркнуть уникальность каждого участника.

Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Формировать позитивное отношение к другим людям.

Никто не может любить другого,

если до этого не полюбил себя.

Эразм Роттердамский

Необходимые материалы : листочки, фломастеры, музыкальное сопровождение, клубок ниток, мяч.

План проведения.

Участники садятся на расставленные по кругу стулья.

I. Вводная часть

Введение в проблему.

Необходимое время 5 мин.

Педагог-психолог : Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии.

Принимаются правила работы в группе :

1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство друг друга.

2. Правило искренности в общении.

3. Правило активности.

4. Правило умения слушать. Когда один говорит, все остальные его слушают.

5. Правило поднятой руки (если хочешь что-то сказать подними руку, если кто-то говорит, то все молчат).

Знакомство

Необходимое время 15 минут

Упражнение "Бейджик"

Разминка

Упражнение "Поприветствуй друга"

Ребята предлагаю вам поздороваться друг с другом в необычной форме :

Рукопожатие;

Плечиком;

Коленочками;

Головками;

Локотками;

Спинками.

Обсуждение :

Да ребята, доброе приветствие помогает установить дружественные отношения с собеседником, улучшить самочувствие в группе. А ведь без хороших друзей прожить просто невозможно!

Упражнение "Волшебный клубок"

Материал : клубок ниток.

Инструкция. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать нам о себе. Своем увлечении, хобби, ваш девиз по жизни и т. д.? Много ли у вас друзей? Цените ли вы своих друзей? Есть ли у вас лучший друг?

Меня зовут … и я очень … (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок человеку, сидящему напротив).

Меня зовут Юлия Евгеньевна… Я педагог-психолог. Это значит, что я помогаю понять, что мешает достигать цели, и могу поддержать человека в трудной ситуации. Мне нравится работать с людьми, детьми, семьями, у меня есть много разных игр и упражнений для вас.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с участниками обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их : «как вы думаете, почему мы составили такую паутину?» .

Посмотрите, какая у нас получалась паутина! А как вы думаете, благодаря чему или кому?

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться – в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение "Волшебное озеро"

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Психолог. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере» , вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы :

Как вы понимаете значение слова «уникальный» ?

Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Психолог. Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна -единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность» . Давайте вслушаемся в это слово : «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность» .

Упражнение "Похвали себя и других"

Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая - внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

Психолог. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать : «А кроме того, я.» - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, Саша говорит Вере : «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает : «А кроме того, я настойчивая, щедрая.» Затем Вера должна похвалить Сашу.

После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

Рефлексия :

Что ты чувствовал (а, когда говорил (а) комплименты другим участникам?

Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?

Легко ли было похвалить себя?

Упражнение «Ты - молодец, потому что.» (10 мин.)

По кругу из рук в руки пускается мягкое игрушечное сердечко. Каждый, у кого в руках оказывается сердечко, обращается к герою по имени, говорит ему : «Ты - молодец, потому что.» – и называет какое-то положительное качество или полезное умение героя. В это время ведущий (психолог или классный руководитель) оформляет листок с солнышком, записывая все названные положительные качества ребенка на лучах солнца.

Ритуал прощания «Я желаю себе и другим.»

Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.

Вопросы ученикам :

Что вы узнали о понятии "толерантность"?

Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?

Рефлексия :

"Волшебный мяч"

Что понравилось на занятии

Что не понравилось на занятии

Упражнения "Аплодисменты по кругу"

Инструкция : Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников . Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Психологический классный час : Взаимоотношение и общение в классе

Цели :

1. Установление взаимопонимания при общении со сверстниками;

2. При помощи ролевых игр научить терпимому отношению к мнению

3. Воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты;

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

На доске висит плакат :

«Дружат ветер и волна,

Дружат звезды и луна,

Дружит лес и дружит луг,

И река им тоже друг…»

Учащиеся садятся по кругу. После того, как все учащиеся заняли свои места, провожу вводную беседу :

Мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем классе. Скажите, можно ли назвать наш класс дружным? (Ответ детей: в основном дружные). Я сейчас расскажу вам рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» о единении, о силе единства.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько не бились сыновья, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:

Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!»

Есть много сказок, басен, рассказов и песен о дружбе, о совместном труде, о товариществе, о помощи друг другу. Приведете примеры: «Теремок», мультфильм «Красавица и чудовище».

2. Игра «Узнай кто это?».

Вы вместе уже учитесь второй год, а до этого вместе посещали детский сад и поэтому давайте проверим, как вы знаете друг друга. Я заранее дала вам задание, чтобы вы написали несколько предложений о себе, не указывая на такие явные признаки, по которым можно сразу вас узнать (Я читаю, а ребята должны угадать кто это?)

3. Ролевая игра «Да – диалог».

Дети разделяются на пары. Раздаю карточки с заданием. Двое учащихся садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит фразу на заданную тему, другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера.

Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т.е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «Да – диалог». Даю следующие темы для диалогов:

Мой любимый фильм или передача

Мой любимый мультфильм

Любимые уроки

Моё увлечение

4. Ролевая игра «Пресс – конференция».

Ребята по одному садятся в центр круга. Класс задаёт ему 5 вопросов о чем – либо, а он должен ответить.

Те, кто задают вопросы, должны соблюдать правила проведения пресс-конференций: 1) имя

2) фамилию;

3) вопрос.

5. Упражнение «Пожелание другу»

Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

А сейчас, мы каждому из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.

После того как все закончили писать на сердцах пожелания встают в круг, так чтобы плечи касались соседа, берутся за руки и говорим:

Какой самый дружный класс в лицее? Все хором – НАШ!

Кому все по плечу? Все хором – НАМ!

6. Подведение итогов.

А сейчас ребята прочитайте те пожелания, поздравления и комплименты, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память. Когда вы окончите начальную школу, то на классном часе, посвященном этому событию мы прочитаем первые ваши пожелания друг другу.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования Таттинского улуса

МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа

им. Г.Д.Бястинова- Бэс Дьарааhына

Взаимоотношение и общение в классе

(Психологический классный час)

Кондакова Марина Ивановна

Учитель 2 класса