Сколько мы тратим на жизнь в Израиле? Семья в израиле – А чем отличается вечерняя от обычной школы.

Сколько мы тратим на жизнь в Израиле? Семья в израиле – А чем отличается вечерняя от обычной школы.
Сколько мы тратим на жизнь в Израиле? Семья в израиле – А чем отличается вечерняя от обычной школы.

Ситуации самые разнообразные. Взаимоотношения полов претерпевают любопытные превращения, и поводов для того, чтобы семья распалась, погрузившись в бесконечные разборки с участием адвокатов и социальных работников, не говоря уже о болельщиках-любителях, становится все больше.

Жена ушла к... другой

Алекс и Лена поженились вскоре после приезда в Израиль. Затем один за другим появились на свет их дети. Все было хорошо, пока Лена не заявила, что разочарована в их отношениях и нашла более яркий вариант личной жизни. Алекс выслушал это сообщение с горечью, но без особого удивления. Их отношения стали ухудшаться давно. Понимание практически исчезло, тяга друг к другу ослабла, и от холода в доме хотелось поежиться даже в жаркий летний день...

В общем, во всем этом не было ничего сверхъестественного, за исключением одного. Шок вызвало известие, что жена ушла не к другому (это Алекс кое-как, скрепя сердце, принял бы), а к другой. Прожив около десятка лет в браке с мужчиной, Лена пришла к выводу, что ей больше подходит вариант женской семьи. Иными словами, она признала себя лесбиянкой.

Это сообщение стало для меня самым сильным ударом, - признается Алекс. - Я чувствовал себя оскорбленным, униженным, мне казалось, все кругом смеются надо мной. Я не знал, что сказать детям. Побеседовать о нетрадиционной сексуальной ориентации мамы? Сказать, что поэтому мы расходимся, прожив годы? В конце концов я взял себя в руки и решил развестись как можно скорее и на любых условиях, не афишируя причину развода.

Психолог, к которому обратился Алекс, не сразу нашел нужные слова. Слишком уж нестандартной выглядела ситуация.

Я ревную его к... порнографии

Думаете, этот случай уникален? Представьте себе, нет.

Марина П. и Янир Д. казались всем, кто их видел, созданными друг для друга. Оба молодые, красивые, перспективные. У обоих блестяще складывалась карьера. Марина прибыла в Израиль школьницей, когда ей только-только исполнилось тринадцать. Ее юность прошла в Израиле, и она уже почти не помнила прежнюю родину. А после службы на базе "Цеэлим", которая обслуживает боевые части израильской армии, ей и вовсе стало казаться, что коренных израильтян она знает и понимает до тонкостей и ошибиться не может. В самом деле, разве после такой службы можно что-то не понимать в соотечественниках?

Потом она поступила в университет и стала специалистом по разработке и производству лекарственных препаратов. Янир - коренной израильтянин, но родился в семье, прибывшей из бывшего Союза более 30 лет назад. В его семье все мужчины становились по традиции юристами. Не стал исключением и он, причем образование получил в Англии - родители к тому времени прочно стояли на ногах и могли себе это позволить. Так что молодая пара начинала семейную жизнь отнюдь не в нужде, и будущее рисовалось радужным.

На красивой и богатой свадьбе произносилось много торжественных и, может быть, слишком сладких слов о союзе разных поколений репатриантов. И все были довольны: и бывшие репатрианты. и нынешние. А через год у молодых родилась девочка, и обе семьи сочли себя породнившимися навсегда.

Все шло замечательно, неприятностям, казалось, неоткуда было появиться. Но однажды молодая жена, оторвавшись от памперсов и бутылочек, подошла к компьютеру и, к своему ужасу, обнаружила на мониторе даму в неприличной позе. Так Марина застукала своего мужа с виртуальной подругой, причем он явно получал удовольствие, наблюдя за разнузданными действиями красотки на экране. Красоток оказалось много - у мужа собралась целая коллекция дисков с жесткими "порно". Дальше - больше: ему стали нравиться фильмы, демонстрировавшие не только секс, но и насилие, а также нетрадиционные варианты полового общения.

Я не могла поверить своим глазам, - рассказывала потом Марина, - что все это действительно происходит с нами, в нашей семье. Я просила его перестать заниматься этим, но он уже не мог. Я поняла, что это непреодолимая привязанность, патология, и осознала, что надо действовать решительно. Я подала на развод и стала оговаривать размер алиментов.

Подруги пытались остановить ее. "Послушай, - говорили ей. - Все-таки он отец твоего ребенка, зарабатывает хорошо, деньги в семью приносит, тебя уважает, ребенка любит. Что тебе еще надо?!" А одна из них с усмешкой поинтересовалась: "Ты что - дура? Сама никогда ничего подобного не смотрела, в секс-шопе не была? Ты молодая, красивая, современная. Почему ты так реагируешь? Откуда ты темная такая, скажи? Сядь с ним для начала, тоже посмотри, может, выучишься чему-нибудь. Кто сейчас осуждает человека за просмотр порнофильмов? Это легально, это дозволено, за это деньги берут! Это тебе не Советский Союз".

"Нет, - грустно качала головой Марина, - он не хочет вместе со мной смотреть, один у экрана сидит". Ей все больше и больше казалось, что она живет в сплошном кошмаре, и единственный выход - сбежать из этого кошмара вместе с ребенком как можно скорее. Напрасно Янир пытался оправдываться, сравнивая свое увлечение с просмотром тех же футбольных матчей. Ведь многие жены эти трансляции "терпеть не переваривают", но мужиков из дома за них не выгоняют. Ну, нравится ему экстрим в виртуальном сексе, и что?..

Марина попыталась организовать психиатрическую экспертизу, но муж отказался ее пройти.

"Я не могу смириться с тем, что в доме, где растет ребенок, со всех сторон несутся садо-мазо вопли!" - так она потом разъясняла всем категориям сочувствующих: родственникам и друзьям, а также общественным деятелям, социальным работникам и судьям.

Но профессиональные работники, которые обязаны были бы вслушаться в тревоги молодой матери, явно не хотели ее понимать и, позевывая, переспрашивали: "Так на что, собственно, вы жалуетесь?" - и не спешили поддержать ее.

Затем начался длительный и интересный процесс, для описания которого потребуется русский литературный классик со знанием израильских законов. Бывшим супругам социальные службы одного из южных городов страны, где осталась жить Марина с маленькой дочкой после того как пара распалась и муж вернулся к родителям, выделили социальную работницу - одну на обоих супругов. Догадайтесь с трех раз, кто показался ей роднее и ближе – преуспевающий адвокат, уроженец Израиля с родным ивритом, или репатриантка, пусть и со стажем, но выдвигающая нетривиальные претензии к бывшему мужу? Правильно: социальный работник встала на сторону бывшего мужа.

И напрасно Марина объясняла, что на свиданиях папа плохо следит за ребенком, возвращает девочку то в мокрых подгузниках, то в перепутанных носках, то в слишком легкой одежде. Более того, однажды во время свидания девочка серьезно простудилась и заболела, из-за чего впоследствии у нее развилась астма. Маринины требования обеспечить контроль над свиданиями, проверить, все ли условия соблюдаются, социальная работница воспринимала в штыки, хотя, казалось бы, ничего сверхъестественного в требованиях матери ребенка не было. "Русские" все такие", - говорила она Яниру. Кстати, он передал эти слова бывшей жене, чтоб позлить ее, и преуспел: то, что Марину называют "русской", больно задевало ее. С тех пор она пытается понять, почему у нее не возникло понимания сначала с мужем, а теперь с социальными работниками. Почему никто не пытается понять ее и выполнить элементарные требования, которые обеспечивают покой ребенку?

Говорит адвокат по семейным вопросам Эли Меиров.

Сегодня мы все чаще сталкиваемся с совершенно необычными семейными ситуациями, которых не так давно еще просто не могло быть. Мы решаем множество вопросов, касающихся суррогатного материнства и использования спермы умерших или погибших мужчин, мы говорим о защите прав детей в семьях представителей социальных меньшинств. Тяга к порнографии - совсем не простая вещь. Специалисты-педагоги сейчас очень внимательно относятся к сигналам о том, что в поведении родителей есть какие-то отклонения по отношению к детям или провокации сексуального характера. Например, доступность порнографических фильмов для ребенка может быть очень серьезным аргументом при решении вопроса о его свиданиях с одним из родителей при их разводе. Каждый случай - дело тонкое, индивидуальное, и требует внимательного рассмотрения. Социальные работники порой не понимают всех особенностей конфликта. Важно знать: если человека по какой-то причине не устраивает конкретный социальный работник, он должен сообщить об этом начальнику отдела соцслужбы, указать причины своего недовольства и попросить замену.

Я позвонила социальному психологу Элле Берчански. Что может сказать представитель этой профессии о персонажах данной истории?

Прежде всего, позвольте выразить сожаление о том, что этот разговор происходит уже после развода. Дело в том, что порнография - действительно очень важный психологический индикатор. Вполне вероятно, что можно было бы предотвратить развод, обратись эта пара к специалистам вовремя. Согласно данным исследователей этой темы, очень многие мужчины старше 30 лет просматривают порнографические фильмы, и принято считать, что это один из способов сублимации, то есть перевода эротических желаний и фантазий в приемлемое русло. Ясно, что когда мужчина встречает на улице женщину и у него возникает желание немедленно заняться с ней сексом, ему приходится останавливать себя. Порнография позволяет выпустить пар. Однако важно подчеркнуть, что должна существовать четкая установка между нетрадиционными эротическими фантазиями и полным запретом на их осуществление. Если нормативную порнографию можно в определенных ситуациях воспринимать как руководство к действию, то, понятно, реализация второй полностью запретна.

Что касается просмотра порнофильмов… Мама должна внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка и улавливать изменения в его поведении. Спокойная мама - спокойный ребенок. Поэтому Марина могла бы настоять на откровенной беседе с мужем и социальным работником на эту тему.

Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)
В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

"" "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.
"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а). "Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89). "Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б).
" (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса

Гиллеля:
"Если не я за себя, кто за меня?
И если я только за себя, то кто же я?
И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)
Рамбам говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбам, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

Молитва о детях
Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:
"Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании
Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6) «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)
"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)
"Рабби Иегуда говорил: Кто не учит сына ремеслу или профессии - учит его воровству. (Киддушин 29а. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.143).
"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по: раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.145).
"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)

Раби Шимшону Рефаэлю Гиршу принадлежат такие слова: "Ты, кому доверено пестование юных умов, прежде всего позаботься о том, чтобы дети с уважением и бережно относились и к самому малому, и к самому большому живому созданию. Пусть дети помнят, что все живые существа, как и человек, созданы для того, чтобы радоваться жизни. Им тоже дано чувствовать боль и страдание. Не забывай — мальчик, который увлеченно, с жестоким равнодушием наблюдает за раненым жучком или мечущимся в агонии животным, будет глух и к человеческой боли." (Раби Шимшон Рефаэль Гирш, Хорев с. 293. Цит. по: Хана Сара Редклиф. Любовь и власть в еврейском воспитании. Воспитанность и любовь ко всем созданиям Всевышнего. http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1034)

""Основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение."" (Раби Йоэль Шварц, Вечность еврейского дома. Иерусалим, Джерузалем Академи Пабликейшнз, 1982. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Завоевать авторитет." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=789)

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! (HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

"Никто не порезался?"
Хана Сара Редклиф пишет:
"... я приведу пример терпения и выдержки, проявленных Сарой Шнирер, основательницей движения "Бейт Яаков". Многие рассказы о ней свидетельствуют, что она воплощала в себе идеал личности, живущей по Торе. Классы и жилые комнаты в семинаре Сары Шнирер были переполнены до предела. Их разделяла стеклянная дверь. Однажды в беспечной спешке девочка двинула кровать на дверь и разбила стекло. Все стали нервничать: что скажет учительница? Ведь стекло дорогое, а школа постоянно нуждалась в деньгах! Сара Шнирер вошла и тихо спросила: "Никто не порезался?" Убедившись, что все целы и невредимы, она спокойно вымела осколки". И никаких упреков, огорченных восклицаний! А ведь ремонт стоил больших денег и его можно было бы с легкостью избежать." (Хана Сара Редклиф. "Эмоциональный тренинг для родителей" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=806)

"У нас болит нога"
Рабби Моше Пантелят приводит такой интересный случай: "Об иерусалимском праведнике раби Арье Левине рассказывают, что как-то он привел свою жену к врачу. На вопрос, что ее беспокоит, он ответил: "У нас болит нога". То была не поза, то была самая обыкновенная фраза, выражавшая действительное положение дел: боль жены он ощущал как свою собственную, потому что за десятки лет совместной жизни сумел соединиться с ней в одно целое. На таком уровне заповедь "Возлюби своего ближнего, как самого себя" выполняется буквально, потому что нет стены между человеком и тем, кто к нему ближе всех." (р. Моше Пантелят. "Еврейский брак" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1082)
Соблюдение ритуальной чистоты
Как замечательно рабби Элазар рассказывает о том, как обновляется женщина после миквы: "Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош Ходеш (новомесячье), и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная." (Пиркей де рабби Элазар. Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.107)

Секрет шалом-байт (семейного мира)
"Шалом-байт" (мир в доме) является идеальным стандартом для еврейской семьи. Вот почему традиционный еврейский брак характеризуется миром, уважением, заботой друг о друге. В еврейской традиции брак создан на небесах. Церемония бракосочетания назвается киддушин ("освящение" или "посвящение"). Муж и жена понимают, что они - Б-жьи творенья и следует относиться друк к другу как святым, строить семью на основе любви, уважения и справедливости. (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)
"В одном из замечательных поучений наших мудрецов кратко сформулирован секрет шалом байт (семейного мира): “Мудрая мать говорила своей дочери: мой ребенок, если ты будешь служанкой своего мужа, он будет тебе слугой и будет почитать тебя как свою госпожу. Но если ты будешь заноситься перед ним, тогда он будет властвовать над тобой как господин и воспринимать тебя как прислугу”. (Эстер Гринберг. "Супружеская гармония" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=236)
"Сказал рабби Йоси: “...Я называл свою жену “мой дом”, и мой дом я называл — “моя жена” (Гитин 52а). " (Цит. по: http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=228)
Владислав НАГИРНЕР.

Согласие и благословение родителей на брак своих детей
Вот пример из Писания, когда дети просили согласие родителей на их брак:
«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.» (Суд. 14:1-2)

Как поступали, если родители не соглашались?
«Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; а если отец не согласится выдать ее за него, пусть заплатит [столько] серебра, сколько [полагается] на вено девицам.» (Исх. 22:16-17)
"Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова "были в тягость" в Быт.26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей)."" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, Германия, 1999, с.107).
«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Быт. 26:34-35)

Еще о родительском благословении:
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.» (Быт. 24:2-4)
«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей;» (Быт. 28:1-2)
«И сказал Халев: кто поразит Кириаф - Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. И взял его Гофониил, сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.» (Иис. 15:16-19)

«Еще не прошли назначенные дни, как Давид встал и пошел сам и люди его с ним, и убил двести человек Филистимлян, и принес Давид краеобрезания их, и представил их в полном количестве царю, чтобы сделаться зятем царя. И выдал Саул за него Мелхолу, дочь свою, в замужество.» (1 Цар. 18:27)

19 февраля в Израиле отметят День семьи. Однако не стоит путать этот праздник с Международным днем семей, который во всем мире с 1993 года отмечают 15 мая.

Празднование Дня семьи в Израиле тесно связано с именем Генриетты Сольд, которая в годы Второй мировой войны возглавила сионистскую организацию «Алия молодежная» и благодаря усилиям которой от гибели были спасены десятки тысяч подростков-евреев Германии, Австрии, Польши и других стран Европы. В 1952 году в 30-й день месяца Шват по еврейскому календарю, в годовщину смерти Генриетты Сольд, в Израиле впервые был установлен День матери. Уже в концах 80-х годах прошлого века праздник переименовали в День семьи.

Йом-ha-Мишпаха стал по-настоящему значимым праздником в Израиле, ведь семья занимает особое место среди жизненных ценностей израильтян. Израильские семьи, как правило, большие, сплоченные и дружные. Здесь нет места грубости и вражде. Израильтяне придают немало значения равновесию и гармонии в семье, что достигается благодаря уважительному отношению ко всем родным, а любые спорные вопросы и разногласия решаются мирным путем, благодаря желанию и умению услышать друг-друга.

Жизнь израильской семьи, в первую очередь, основана на любви, уважении и взаимопонимании. Однако отличительной чертой израильского воспитания является отношение родителей к каждому ребенку как к личности с самого раннего возраста. Родители в Израиле относятся к своим детям как к полноправным членам семьи. С юных лет в маленьких израильтянах стараются развить самостоятельность, предоставляя малышам право выбора в еде, одежде и развлечениях. Израильское воспитание, с одной стороны, не навязчиво, а с другой стороны – формирует в подрастающем поколении чувство ответственности за свой выбор и за свои действия. Между тем, любые формы насилия по отношению к детям категорически неприемлемы. Еще одна особенность израильского воспитания заключается в том, что родители стараются стать для своих детей не только авторитетными наставниками, но и верными друзьями и, как показывает практика, такой подход позволяет сохранять добрые отношения в семье многие поколения.

Убедиться в этом, а также перенять полезный опыт у израильтян в конце прошлого года имели возможность жители Днепропетровска. В ноябре в Израильском культурном центре прошел авторский семинар «Семейный маршрут с израильским акцентом». В течение трех дней его участники узнали много нового не только о семьях и принципах воспитания детей в Израиле, но и о себе, смогли раскрыть свои внутренние таланты и обрести вдохновение.

Многие родители, благодаря семинару, оценили важность учебного процесса и работы над собой для достижения гармонии в своей семье. Участники проекта решили продолжать общение и после окончания семинара и раз в месяц продолжают собираться вместе в днепропетровском Израильском культурном центре, чтобы закрепить полученный опыт. Следующая встреча семейного маршрута с израильским акцентом состоится 21 февраля и будет посвящена теме Дня семьи.

Подробней с информацией о деятельности Израильского культурного центра в г. Днепропетровске при посольстве Государства Израиль в Украине можно ознакомиться по телефонам: 0563703205/6,

на нашем сайте и соц. Сетях.

является одной из главных ценностей. Брак считается нормальным состоянием человека, а его отсутствие скорее свидетельствует о духовной и физической ущербности. В отличие от христианства иудаизм не связывает безбрачие со святостью, наоборот, брак - это идеал, заповеданный Торой.

Браки в еврейском обществе до сих пор играются согласно установленным традициям. Заключению брака предшествует сватовство (шидух), которое заключается в знакомстве молодых и их семей. Очень часто сватовство поручают профессионалу (шахдану), инициаторами сватовства часто выступают родители одной из сторон. Если сватовство прошло удачно, то оформляется документ (тнаим), в котором указывается день свадьбы и перечисляются все материальные обязательства, которые принимают на себя родители новобрачных для организации и обеспечения свадьбы. Сам день свадьбы имеет название "хупа" или "день хупы" (так называется свадебный балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания). Свадьба начинается с подписания ктубы - документа, в котором перечисляются права и обязанности мужа и жены, и в том числе материальные обязательства мужчины на случай развода. Документ по традиции составляется на арамейском языке, на котором в древности разговаривали евреи, но также переводится и на иврит.

В семьях Израиля права женщины довольно серьезно защищены: уже более тысячи лет существует запрет разводиться с женщиной, если она не согласна; более двух тысяч лет существует обычай выдавать женщине на свадьбе ктубу - документ, который защищает ее интересы в случае развода. В ктубе детально перечисляется приданое, которое дается за невестой. Муж имеет право пользоваться приданым, однако в случае развода он обязан вернуть его целиком, прибавив к нему еще треть его стоимости (так называемая "прибавка трети"). Ктуба должна быть подписана свидетелями (не родственниками молодых, а третьими лицами), также ее подписывают новобрачные. Ктубу зачитывает раввин после того, как жених надел невесте на палец обручальное кольцо и далее ктуба передается невесте.

В случае, если семья не складывается и дело доходит до развода, мужчина должен передать жене или ее представителю особый документ о разводе (гет). Даже в случае, если развод инициирован супругой, мужчина все равно должен передать ей данный документ, в противном случае жена не сможет выйти замуж вторично. Помимо этого, женщина не имеет право заключать повторный брак, если муж пропал, в этом случае она получает статус "агуна" (связанная).

Семьи в Израиле считаются одними из наиболее спокойных и благополучных в мире. Как правило, в израильских семьях не принято повышать голос и излишне эмоционально решать проблемы. Считается, что любой конфликт можно решить спокойным дипломатическим путем. Родители являются неоспоримым авторитетом, они передают детям все национальные и семейные традиции, прививают навыки правильного поведения и воспитания.

Что касается отношений между мужчиной и женщиной в семьях Израиля , то они основаны на определенной доле равноправия. Хотя женщина и уступает мужчине право первого и главного в семье, но израильская семейная система ценностей держится на том, что у каждого из них есть свои обязанности, которые не смог бы выполнить другой, и все обязанности являются одинаково важными для полноценного функционирования семьи.

Согласно израильским традициям, в отношениях между супругами должна быть абсолютная духовная и физическая чистота. К примеру, в тот момент, когда у женщины начинается менструальный цикл, она считается нечистой и муж не должен к ней прикасаться. Этот период, исключающий возможность интимной близости, начинается с первого дня менструации и заканчивается особым обрядом очищения. Женщина должна следить за временем начала менструации и точно знать день, когда цикл начнется. После окончания менструации необходимо отсчитать семь дней, по истечении которых женщина проходит обряд очищения. После этого вновь возможна близость между супругами. Кроме этого, считается, что если ребенок зачат во время менструального цикла или до момента очистительного обряда, что он будет иметь очень дерзкий и грубый характер. Если же ребенок был зачат в чистые дни, то он обязательно вырастет добрым и прекрасным человеком.


Существует собое отношение в семьях Израиля к воспитанию детей. Как и любые другие родители, израильтяне хотят для своих детей только самого лучшего. Помимо собственно воспитания положительных и хороших качеств в ребенке, помимо развития его ума и стремления к успеху, в израильских семьях также прививают любовь и почитание к религии и к многочисленным национальным традициям, большинство из которых имеет очень древнюю историю. Дети должны искренне и с настоящей любовью чтить не только родственников, но и историю, религию и культуру своего народа. Израильтяне не относятся к той категории родителей, которые позволяют свои детям абсолютно все. Напротив, в семьях Израиля детей держат в строгости и с ранних лет четко объясняют, что правильно и допустимо, а что непозволительно.

Израильское общество неоднородно. В целом его можно разделить на две категории: светское и религиозное. Подходы к
жизни и к воспитанию детей у данных двух категорий существенно различаются. Если светская часть еврейского народа больше похода на европейцев в жизненных ориентирах и в организации жизненного пространства, то религиозная часть общества - хасиды очень сильно ориентированы на религию, на соблюдение всех религиозных канонов и обрядов, которых в иудаизме великое множество. Для светских семей в Израиле среднее число детей примерно двое, для религиозных семей, как правило, пять или шесть. Средняя рождаемость в стране - где-то порядка трех детей на одну женщину.

В Израиле в соответствии с запросами такого неоднородного общества создана достаточно сложная система образования. Общеобразовательные школы бывают трех типов: религиозные, госудаственно-религиозные и светские. В религиозных школах светские предметы отданы на усмотрение администрации, доминирует религиозное образование, министерство образования такие школы не курирует и дипломы не выдает. Государственно-религиозные школы отличаются от первых тем, что в них присутствуют и религиозные, и светские предметы в одинаковом количестве, министерство образования осуществляет контроль за деятельностью таких школ, аттестаты в них выдаются. Светские, соответственно, ориентированы большей частью на светское образование, религиозные предметы представлены по минимуму и не являются обязательными, аттестаты также выдаются. Школы, кроме этого, подразделяются по системе оплаты. Есть полностью бесплатные школы - государственные, есть полугосударственные (родители частично участвуют в оплате), а также частные, оплата обучения в которых полностью осуществляется родителями учеников. Самое лучшее образование дается в платных школах. Для дополнительного образования также существуют вечерние частные школы с различным уклоном.

Детские сады являются бесплатными для детей с трех лет, ребенок там может находится до 13:00 - 13:30, то есть до обеда. Также в таких детских садиках существует продленка до 16:00, но за дополнительную оплату. Детские сады до трех лет - платные, также есть частные детские сады, где ребенок может оставаться на полный рабочий день. Размер оплаты муниципального детского садика составляет в среднем 9% от средней зарплаты, а частного может доходить до 30% от средней зарплаты.

Борис Лихтеров более 20 лет живет в Израиле и воспитывает четверых детей. Он рассказал "Летидору" о том, что такое в этой стране.

– Борис, Вы называете себя нетипичным израильтянином, почему?

– Израильское общество делится на две категории – светское и религиозное. У каждой есть подкатегории, но они не принципиальны в отношении к семье и детям. А вот подходы светских и религиозных людей отличаются существенно. Светское общество представляет собой типичное общество потребления, в то время как религиозные евреи ориентированы на свои ценности – выполнение заповедей. Мы нетипичны, потому что, стараясь выполнять заповеди, мы не отказываемся от светского образования. Мы нетипичны, потому что критерием покупок у нас является необходимость, а не внешнее психологическое давление или "я могу себе это позволить". Мы где-то посередине, во многом "между двух стульев".

– Четверо детей в семье – это редкость для вашей страны?

– Для светского населения среднее число детей примерно двое, для религиозных – 5-6. Средняя рождаемость по стране около трех детей на одну женщину. Таким образом, сказать, что 4 детей это редкость – можно, но что это много – нет. Как правило, или больше, или меньше.

– Ваши дети говорят на русском? Приезжали ли дети в Россию?

– Дома мы говорим по-русски. В школе и на улице у детей всё общение на иврите. Мои дети бывают в России регулярно – навещают бабушку с дедушкой. У них есть друзья, но речи о жизни в России нет – их центр жизни находится в Израиле, в России они "в гостях".

– На Ваш взгляд, билингвы интеллектуально богаче своих сверстников?

– Интеллектуальное богатство мне трудно оценить, потому что к своим детям я необъективен. Думаю, что это зависит от многих параметров, не только количества языков, которые знает ребенок. У сегодняшнего поколения детей в Израиле (у нерелигиозной его части) трудно прививается чтение книг. Приучить выбирать, что смотреть по телевизору или в интернете – тоже задача не из простых. Анализ увиденного и услышанного можно перенять вообще только от родителей – обществу потребления не нужны "умники". Таким образом, я думаю, что интеллектуальное богатство у нерелигиозных в итоге определяется количеством вложенного родителями, а не внешними факторами.

Совсем иначе получается у религиозных евреев. Ученость и образованность (в своей области, естественно) в этом секторе традиционно являются высочайшим приоритетом. Самые завидные женихи – "ботаники". Поэтому сложности родителей в религиозном секторе сосредоточены больше в финансовом аспекте, что дополнительно осложняется многодетностью.

– Расскажите, сколько лет вашим детям и чем они занимаются?

– Моим детям 18, 15, 10 и 6. Старший начал учебу в университете. Остальные в школе, соответственно в 10, 5, и 1 классах. Дополнительно все, кроме старшего, ходят в спортивные кружки, а двое младших ещё и в частную вечернюю школу 2 раза в неделю.

– А чем отличается вечерняя от обычной школы?

– В нашей вечерней школе два основных предмета – математика и английский. В зависимости от возраста, может быть 2 математики (например, алгебра и геометрия) и 2 английских (например, грамматика и технический перевод). И еще разные развивающие предметы в зависимости от возраста – от развивающих психологических игр в нулевом классе для 5-летних, рисования для 8-летних, и до шахмат у 10-летних. Из наших знакомых у многих дети посещают вечерние школы, но не у всех. Здесь надо заметить, что в зависимости от района страны и государственные школы бывают лучше или хуже.

Кроме того, утренние школы тоже есть полностью государственные ("бесплатные"), полугосударственные (с частичным участием родителей в оплате), и частные (полностью оплачиваемые родителями). Уровень меняется соответственно, и с фактом, что обеспеченным родителям легче дать детям хорошее образование, не поспоришь. Доступность разных школ в разных районах страны разная. Кроме того, школы разделяются по уровню религиозности: религиозные (светские предметы отданы на усмотрение школы, и министерство образования не следит за уровнем их изучения и аттестата зрелости не выдаёт); государственно-религиозные (обязательны и религиозные предметы, и светские, министерство образования следит за уровнем знаний и даёт аттестат); и государственные (обязательными являются только светские предметы, религиозные преподаются по минимуму и "для галочки", аттестат дают). Выбор большой. Чем больше город, тем больше выбор. Как правило, есть продленка. Занятия в нашей вечерней школе проходят с 17:00 до 20:15, 5 уроков по 35 минут, в классе 10-20 человек. В государственной школе занятия начинаются в 8:00 и продолжаются до 13:30, есть школы до 15:30, в классе 30-40 детей.

– Далеко ли возить до школы детей, кто этим занимается?

– Как правило, есть школа "приписки", до которой можно дойти пешком. Если до нее не дойти, то муниципалитет обеспечивает субсидированный транспорт. Если хотите, чтобы ребёнок ходил не в школу "по приписке", то родители сами должны позаботиться о доставке детей в школу. Автобусы не специальные (как, например, жёлтые в США), а экскурсионные или междугородние, где есть только сидячие места.

– Знаю, что в Израиле возможно обучать детей на дому, правда ли это? Пользуетесь ли этой системой?

– Такая возможность существует, но не поощряется государством. Нужны или серьёзные (объективные) причины, или приходится очень долго и упорно пробивать надомное обучение. Мы этим не пользуемся, потому что, во-первых, нашли способ частично компенсировать недостатки государственной системы образования (частная вечерняя школа) и, во-вторых, в многодетной семье без повышенных доходов это неосуществимо (попробуйте количество детей умножить на количество учителей).

– Какие есть недостатки в государственной системе образования?

– По-моему, главный недостаток в том, что государственная система слишком боится детей перегрузить – руководствуется лозунгом "дайте им детство". Таким образом, самый "впитывающий" возраст младших начальных (1-6) классов тратится на то, чтобы научиться учиться, а не на учебу. В старших классах (7-12) делается попытка наверстать упущенное, но время уже ушло. В современных конкурентных условиях этого недостаточно для поступления в ВУЗ, если только родители обилием частных учителей не компенсируют отставание.

– У нас сейчас очень популярно раннее развитие детей, когда уже до года начинают водить детей на развивающие занятия и т.п. Есть ли в Израиле такая же мода в воспитании детей?

– О такой моде мне ничего неизвестно, но это не говорит о том, что ее нет. Просто мы принципиально за "модами" не следим – стараемся делать то, что считаем правильным. Мы не занимались ранним развитием. Я думаю, что самое лучшее "раннее развитие" в указанном возрасте – это естественное грудное вскармливание, и чем дольше, тем лучше. По моему мнению, в этом и в остальных подобных вопросах родители должны честно себе сказать – они это делают для ребенка или чтобы поставить галочку на своей родительской совести за то, что предпочли сохранить фигуру или работу, или уровень жизни, или личную жизнь, или "быть как все" – список можно продолжить. И в зависимости от честного ответа решить, что им дороже в жизни.

– А детские сады есть в Израиле? Выгодно ли женщине сидеть с детьми дома или отдавать в садик и работать?

– Муниципальные детские сады бесплатные для детей с 3-х лет. Все остальные (частные и до 3-х лет) – платные. Как правило, есть продленка до 16:00 (обычно садик заканчивается в 13-13:30) за дополнительные деньги. Размер оплаты зависит от многих факторов, но в целом, конечно, частные садики дороже муниципальных. Стоимость составляет от 9% средней зарплаты в муниципальном садике, до 30% и выше в частном. Соответственно, в частных садах меньше детей в группе. Систем много, есть религиозные и светские. Обычно можно выбрать садик по вкусу и доходам родителей.

А вопрос "что выгоднее" мне кажется странным – разве маму, встречающую своего ребёнка из школы или садика, кормящую его обедом и выслушивающую его наболевшее можно померить на деньги?! Другое дело, что у мамы дома есть дела кроме ребенка, и на них требуется время. Да и где будут социализироваться дети, не ходившие в садик или школу, в армии? (Смеется) Даже если рассматривать только денежный аспект, то ответ будет зависеть от того, какая у мамы зарплата и сколько у неё маленьких детей.

– Как обстоит дело с поступлением в ВУЗ? Есть бюджетные и платные места?

– Насколько мне известно, всё высшее образование в Израиле платное. Другое дело, что существуют возможности уменьшить или отсрочить оплату – от армии (если пошел учиться по специальности, которая нужна в армии – потом надо отрабатывать в армии), от муниципалитета (например, за шефство над подростками), или просто льготные банковские ссуды. Полная стоимость года обучения в ВУЗе – примерно полторы средних зарплаты. Поэтому тот, кто хочет – финансовую возможность имеет.

Система поступления по баллам в аттестате и оценке за единый психометрический экзамен. Каждый ВУЗ и факультет имеют свою формулу расчета проходного балла. Например, технические придают больший вес баллам по физике и математике из аттестата. Но вся информация открыта в интернете, поэтому есть возможность заранее просчитать свои шансы. Вступительных экзаменов, насколько мне известно, нет. Иногда проходит собеседование.
Трудность поступления зависит от престижности и доходности будущей специальности и престижности вуза. Самые трудные для поступления специальности – медицина и адвокатура, потом идут технические, а гуманитарные наименее престижные.

– Вы задумывались о том, как Ваши дети могут совмещать научные и религиозные знания? Ведь для того, чтобы стать успешным ученым, придется во многом отойти от религиозного знания.

– Поскольку противоречие между религией и наукой выдуманное, то и решение здесь индивидуально. Другое дело, что традиционные ценности светской учености находятся в университетах, поэтому светские люди, которые хотят учиться, идут в университеты. Но точно также традиционные религиозные ценности есть в религиозных ВУЗах, и оттуда выходят религиозные авторитеты, раввины. Так что скорее вопрос продиктован стереотипным определением "ученого" только в светских областях знаний. Воочию увидеть стереотипность такого подхода можно на следующем примере: в центре Израиля есть университет Бар-Илан. В нем спокойно сосуществуют как религиозный факультет иудаизма, так и светские факультеты (например, инженерный), но большинство преподавателей на всех факультетах люди религиозные.

– Занятия спортом дорого обходятся семье или есть какая-то система поощрений для наиболее способных?

– Стоимость занятий спортом зависит от уровня этих занятий. Мои дети занимаются в народных кружках (2 раза в неделю по часу), каждый кружок обходится в 3% средней зарплаты. Но есть дети, которые занимаются серьёзно, например, пять раз в неделю по 2-3 часа. Там уже нужно платить другие деньги. Да еще соревнования, которые оплачиваются родителями. Помощь от государства приходит только тогда, когда ребенок достигает регионального уровня, и то маленькая. Какое государство, такая и помощь. (Смеется)

Секции оборудованы хорошо. Занятия проходят почти круглый год на свежем воздухе в тех секциях, которые изначально для него предназначены. Мои дети занимались, например, теннисом и легкой атлетикой – это занятия на улице. А вот борьба и гимнастика – весь год проходят в зале.

– У детей есть некий культ "здорового образа жизни": спорт, питание, экология?

– К сожалению, никакого культа здоровья у детей нет. Всё, что можно, мы сами вбиваем в вечной борьбе с рекламой и компьютером, телевизором. Надеемся, что когда вырастут – поймут. Сами не поймут – печень со временем объяснит. (Смеется)

– Как организован летний отдых детей в Израиле?

– Школьные каникулы в Израиле – июль-август. Для работающих родителей занять детей в это время трудно. Аналогов "пионерских лагерей" нет, всё платное и недешевое. Как правило, предлагают какие-то тематические кружки продолжительностью в 2-3 недели, занятия идут днем, а на ночь дети возвращаются домой. Зато отдых можно выбрать на любой вкус – лошади, экскурсии, языки, спорт и т.д.

– Как вы решаете вопрос с карманными деньгами детей?

– Это очень серьёзный вопрос. Дилемма заключается в следующем: с одной стороны в капиталистическом обществе необходимы навыки обращения с деньгами, с другой стороны мы не хотим вырастить бездумного потребителя, зацикленного на деньгах. В каждой семье есть свои обычаи. Крайности, вроде не давать совсем или давать фиксированную сумму "ни за что" нам кажутся непродуктивными. Мы долго думали, какой путь оптимален, где находится "золотая середина", и пришли к такому способу: регулярных денег мы не даём – ребенок не может осознать свою подверженность рекламе и поэтому регулярные деньги тратятся, как правило, на сладости или игрушки.

Но и подарочных денег, например, на день рождения от бабушки, не забираем – таким образом, ребенок осознает, что у него есть возможность что-то купить, но только то, на что хватит, и потом уже других денег не будет. За участие в домашних делах (покупки, уборка, мытьё посуды и т.д.) мы не платим – считаем, что оплата мешает укоренить понятие о необходимости участия в домашних делах. Иначе получится "я не буду это делать, и не нужны мне твои деньги" или "это буду делать, а это не буду". Ведь главная задача родителей – это вырастить людей, максимально подготовленных к жизни в обществе, социализированных. А во взрослой жизни люди делают то, что надо и должны, а не то, что хочется.